РИГА, 15 авг — Sputnik, Симона Алексеева. Уже который год мы сокрушаемся по поводу массового оттока населения из стран Балтии. Молодые люди дружно уезжают в страны Западной Европы в поисках лучшей жизни. Но происходит и обратный процесс – многие иностранцы бросают в Латвии якорь, обнаружив в нашей не самой процветающей стране больше плюсов, чем на своей родине.
Они слагают дифирамбы латвийскому размеренному укладу жизни, приятному менталитету, хорошей экологии, умеренному климату и нетронутым генной модификацией продуктам. У каждого иностранного гражданина свои причины любить нашу страну и собственный взгляд на то, что можно было бы здесь улучшить. Sputnik запускает новый проект, в котором мы пытаемся посмотреть на Латвию их глазами.
Настоящий фанат Латвии
Пятидесятилетний Бернард Ларан, родившийся во французской Тулузе, живет в Риге с 1994 года. Он является владельцем сети кофеен Сadets de Gascogne и рекордсменом по празднованию Дня взятия Бастилии в латвийской столице.
"Я уже 21 год подряд посещаю прием посольства Франции – дольше, чем любой другой осевший в Риге француз", — подсчитал он на июльском праздновании.
Колоритного француза, курсирующего зимой и летом на велосипеде с багетами в багажнике между своими шестью заведениями, в Риге знают многие. Бернард приветливо держится, любит поболтать с клиентами, а при необходимости может и сам за прилавок стать – без всякого пафоса. По жизни во Франции ничуть не скучает. Ларан – настоящий фанат Латвии.
От торфа к круассанам
В 1994 году Бернард заскучал и неожиданно для себя оказался в Риге.
"Я по профессии инженер, однажды эта работа мне показалась нестерпимо скучной, и я решил попробовать что-то новое. Вместе с приятелем мы собрались торговать вином в России: загрузил минивэн палетами французского вина и отправился в путь. Из-за двух проколотых шин нам пришлось совершить вынужденную остановку в Риге. В дороге мы изрядно вымотались, до российской границы было еще далеко, а латвийская столица показалась нам такой уютной и очаровательной", — поделился воспоминаниями Ларан.
Дальнейший план действий был немедленно скорректирован — друзья решили реализовать вино в Латвии. Затея эта с треском провалилась: вино попросту было выпито. Зато Бернард осознал, что Рига – город, в котором ему хочется остаться. Поначалу он пытался торговать в Латвии обувью, а во Францию экспортировал латвийский торф, но все в итоге закончилось круассанами.
"Перепробовав несколько бизнесов, в 2001 году я открыл первое французское кафе с круассанами, багетами и прочими атрибутами французской жизни. Конкурентов у меня не было – другие кафе не могли похвастать такой демократичной ценовой политикой", — рассказал Бернард.
Сегодня Сadets de Gascogne разрослись в сеть из шести заведений в Риге, и в каждом из них бурлит жизнь. Цифры впечатляют: за день посетители всех кафе уплетают полторы тысячи свежевыпеченных круассанов, а в летнее время выпивают свежевыжатый сок, на который уходит четыре тонны апельсинов в месяц!
Во Франции таких круассанов нет
В 2016 году оборот Сadets de Gascogne превысил миллион евро – редкий показатель для заведений общественного питания в Латвии.
"На моей памяти как минимум три француза пытались открыть в Риге подобные кафе, но ни одному это так и не удалось. Секрет успеха Сadets de Gascogne в том, что наши круассаны вкуснее, чем на моей родине", — объясняет Бернард бешеную популярность своих заведений.
Во Франции круассаны часто пекут из замороженных полуфабрикатов, а в рижских кафе Бернарда выпечка свежая и готовится на глазах клиентов, наполняя кафе дразнящими ароматами.
"Я взял за основу семейный рецепт круассанов из архивов бабушки и разработал для местного рынка вариации с сыром и ветчиной – во Франции таких нет. Ну и еще один секрет – в моих Сadets de Gascogne круассаны готовят исключительно на масле, а во Франции пекари частенько подменяют его маргарином из соображений экономии", — открыл свой пекарский секрет Ларан.
13 тысяч евро на журналы
Во всех своих кафе Бернард остается верен одной концепции: здесь нет телевизоров для фона, мешающих наслаждаться общением, зато вдоволь отменного глянца и художественных альбомов. Хозяин самолично выбирает периодику для своих клиентов и тратит на эту важную часть красивого досуга 13 тысяч евро в год.
"Я люблю полистать французские журналы Paris Match и Charlie Hebdo, а новости предпочитаю узнавать из газеты New York Times", — говорит Ларан.
Не забыты и женщины – в каждом кафе их ждет отличная подборка модных журналов – от Vogue до Marie Claire. Предоставить возможность наслаждаться каждым моментом – очень французская концепция образа жизни.
Идеальный город без нытиков
Бернард с первых дней прикипел к Риге, ему никогда не хотелось жить в другом латвийском городе.
"Во времена торговли обувью я объездил всю Латвию на машине и понял, что столица мне нравится больше всего. Это спокойный и зеленый город, по которому легко передвигаться на велосипеде. Всего 10 минут от центра – и ты уже на городском пляже на Кипсале. Я люблю купаться в Даугаве, водяные лилии свидетельствуют о том, что вода тут чистая. Я не мечтаю открыть бизнес в других городах. В Даугавпилсе даже McDonalds продержался всего три года. Пусть лучше все мои заведения будут в столице – я же их все каждый день инспектирую", — поделился владелец Сadets de Gascogne.
После переезда в Латвию Бернард не впал в культурный шок – ему по душе ментальность местного населения.
"Жители Латвии – вежливые люди, они не ведут себя демонстративно и не жалуются на все подряд, как французы. Мне трудно жилось во Франции еще и из-за этой привычки – постоянно выслушивать чьи-то жалобы о том, что денег не хватает на жизнь. В отличие от французов латвийцы не устраивают забастовок и не парализуют работу целого сектора. Мне куда больше нравится работать в такой атмосфере!", — утверждает Ларан.
По родине Бернард не ностальгирует, утверждая, что любит заехать туда на недельку, чтобы увидеть родных, но все, что нужно ему для счастья, он имеет именно в Латвии.
"Мне нравится приезжать раз в год на недельку во Францию навестить родных и близких, но жить я предпочитаю в Латвии. Все, что нужно для счастья, тут есть. Я не скучаю по французской кухне и образу жизни с затяжными ланчами. Мне даже нравится, что в Латвии все обедают быстро, не тратя время на долгие посиделки. Я часто пропускаю ланч, ограничиваясь только завтраком и ужином", — рассказал он.
Доступная роскошь
Среди кулинарных предпочтений Бернарда в Латвии — гречка, творог, копченые рыба и мясо. Во Франции все эти продукты отсутствуют как класс.
"Мне нравится латвийская кухня и обилие ягод и плодов летом, которые достаточно дешевы. Во Франции черника, черная смородина и малина стоят так запредельно, что использовать их в кондитерских изделиях было бы просто непозволительной роскошью. А в Риге мы печем ягодные пироги по доступным ценам. Еще меня очень радует огромное предложение супов – это сильная сторона латвийской кухни", — отмечает француз.
Он также рассказал, что ему очень нравится, как в Латвии отмечают праздники, как гуляют. По его словам, французы так праздновать не умеют.
"Мне очень нравится рижская традиция уличных праздников – например, как празднуют в столице Лиго и Новый год. Во Франции таких гуляний нет. А еще мне нравится уникальная традиция — Праздник песни и танца. И, конечно, День независимости 18 ноября", — рассказал Ларан.
Попса под пиво
Любимые клубы Бернарда — First — для концертов и Friends — для тусовки. В числе заповедных мест числятся рижский Центральный рынок и Вецаки, куда Бернард ездит на велосипеде. Интересно, что Ларан особо отмечает рижские зеленые кладбища, которыми любуется по дороге.
"По дороге мой глаз радуют ухоженные кладбища. Во Франции могилы представляют из себя бетонные плиты, а в Латвии кладбища такие зеленые, с деревьями и цветами", — рассказал француз.
Формат своего рижского досуга Бернард описывает так: "Нет лучшего ночного развлечения, чем русская попса. По этой причине я не мог пропустить концерт российского рэпера Мота в клубе First, посетил выступления Джигана, Юлии Савичевой и целого ряда популярных исполнителей. Чем мне так нравится подобная музыка? Это лучший аккомпанемент для кружки пива или бокала вина! Днем бы я такое даже не стал слушать, а в формате ночной жизни – вполне!"
Если бы я был политиком
За более чем 20 лет в Латвии у Бернарда появились свои соображения насчет того, как улучшить качество жизни в стране.
"Будь я политиком, обложил бы более высоким налогом автомобили и топливо, которые Латвия все равно не производит. В Латвии машины не нужны – расстояния в стране маленькие, а такси стоит дешево. Если бы большинство местных жителей пересели бы, как и я, на велосипеды и поезда, то сэкономили бы кучу денег, да еще бы внесли свой вклад в экологию. А на вырученные из-за этой реформы средства я бы, наконец, повысил, зарплаты латвийским докторам и учителям. Вот кто действительно, заслуживает другой участи", — заключил владелец сети Сadets de Gascogne.