Reuters: Беларусь больше не сможет заработать на реэкспорте бензина из РФ

Белорусская сторона подтвердила проведение переговоров с Москвой по поводу возможного запрета на беспошлинные поставки нефтепродуктов из РФ в Беларусь
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 15 авг — Sputnik. Москва и Минск ведут переговоры по вопросу возможного ограничения беспошлинных поставок российских нефтепродуктов, сообщил первый вице-премьер белорусского правительства Василий Матюшевский, передает РИА Новости.

"Переговоры идут на уровне вице-премьеров, которые курируют эту тему. Достаточно глубокие переговоры. Я думаю, мы в ближайшее время до общественности доведем, о чем мы договорились с российской стороной", — сказал Матюшевский.

Он также заявил, что возможные ограничения беспошлинных поставок российских нефтепродуктов в Беларусь "не несут никакой угрозы" для экономики республики.

Удальцов напомнил портам Балтии, из чьей нефти белорусский бензин

Ранее агентство Reuters со ссылкой на пояснения зампреда "Белнефтехима" Андрея Рыбакова сообщило, что Россия инициировала прекращение практики беспрепятственного вывоза в Беларусь нефтепродуктов, мотивируя это потерями российского бюджета в условиях увеличивающегося объема их вывоза.

В настоящее время между Россией и Беларусью заключено межправсоглашение, которое ограничивает объем беспошлинных поставок из России в Беларусь нефти — 24 миллиона тонн в год. Минск оставляет в своем бюджете пошлины от экспорта полученных в результате ее переработки нефтепродуктов. Кроме того, начиная с 2017 года Белоруссия получила право на реэкспорт 6 миллионов тонн российской нефти с зачислением пошлин также в свой бюджет.

Однако ограничений на беспошлинные поставки нефтепродуктов из РФ и Беларусь нет. Вместе с тем в случае реэкспорта ввезенных из РФ нефтепродуктов пошлины также получает белорусский бюджет, тогда как российский их недосчитается.

Поэтому российская сторона, по данным Reuters, хочет изменить соглашение в части беспошлинных поставок нефтепродуктов из РФ в Беларусь и добиться компенсации потерь российского бюджета за ранее вывезенные объемы.

По данным Белстата, Беларусь в январе — мае 2018 года импортировала из РФ нефтепродуктов на 677,6 миллиона долларов, что в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Выгоднее, чем в Латвии: РЖД и порты РФ выполнили поручение Путина

По данным агентства, подготовленные поправки к межправсоглашению предусматривают ввод индикативного баланса беспошлинных поставок из России в Беларусь нефтепродуктов (автобензинов, дизельного топлива, топочного мазута) и СУГ, а также запрет на вывоз сверх этих объемов. "Запрет на вывоз из России в Беларусь распространяется на товары, по которым согласованы индикативные балансы, а также на прямогонные бензины, средние дистилляты и темные нефтепродукты — с 1 сентября 2018 года; на иные товары (сжиженные углеводородные газы (СУГ), битум, бензол и прочие) — с 1 октября 2018 года", — сообщил Reuters.

Как сообщал Sputnik Латвия, Россия также хотела бы, чтобы Беларусь экспортировала свои нефтепродукты, которые в основном производятся из российской нефти, через российские же порты.

В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ. Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что порты РФ готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Беларуси при условии гарантированных объемов.

В декабре белорусский вице-премьер Владимир Семашко заявил, что Беларусь может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, но должна быть экономическая целесообразность такого маршрута. По данным РЖД, с начала года белорусские производители направили на экспорт через российские порты около 300 тысяч тонн нефтепродуктов.

По данным "Infoline-Аналитики", в 2017 году Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов, в том числе почти 8,5 миллиона тонн — через Ригу, Вентспилс, Клайпеду и Таллин, около 4 миллионов тонн ушло по железной дороге (до 90% на Украину, менее 10% в Россию).