Транзит

Зелтиньш: гарантий, что российский уголь будут переваливать в Риге, нет

Контейнеры и генеральные грузы останутся в центре внимания Рижского порта, также предприятие надеется привлечь нишевые грузы и нарастить удельный вес грузов, связанных с производством
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 7 авг — Sputnik. Российские грузы по-прежнему составляют существенную часть грузооборота Рижского свободного порта, но никто не может дать гарантии, что их транзит через Латвию продолжится. Поэтому порту важно разработать стратегию на ближайшие десять лет – что делать, если грузопоток из РФ иссякнет, заявил управляющий Рижским портом Ансис Зелтиньш в интервью газете Diena.

"Глядя в будущее, нужно учитывать нюансы исторического развития порта, что в Рижском порту был и по-прежнему сохраняется достаточно высоким удельный вес грузов российского происхождения. Конечно, в этом обстоятельстве есть риск, так как в отношении грузов российского происхождения (в основном речь идет об угле) ни российская сторона, ни кто-либо из частных перевозчиков или стивидоров не может ни дать, ни получить какие-то гарантии, что транзит угля через Рижский порт будет продолжаться и его объемы сохранятся", — сказал Зелтиньш.

Ринкевичс назвал латвийских бизнесменов наивными: Россия не вернет грузы

По его словам, Рижский порт, продолжая работать с российскими клиентами, сосредоточится на контейнерах и генеральных грузах, а также будет вести работу по привлечению нишевых грузов, хоть это и не так выгодно.

"Разумеется, это требует также большей работы от частных стивидоров. С грузопотоками большого объема легче работать, ведь они обеспечивают более простую и легкую прибыль, а нишевые грузы требуют больше усилий и не сулят такой большой прибыли", — пояснил управляющий портом.

Однако, если порту удастся привлечь такие грузы, это будет большим плюсом, добавил Зелтиньш.

"Эти грузы дают гораздо более стабильный эффект, так как в случае, если в какой-то момент в конъюнктуре грузов происходят какие-то изменения, это не оказывает столь существенного влияния на общие объемы", — пояснил он.

Также управляющий портом отметил, что в перспективе важно увеличить удельный вес грузов, связанных с производством. В этом случае производство необязательно должно находиться на территории Рижского порта.

"Сегодня у Рижского порта уже имеются наработки с белорусскими производителями целлюлозы. Само производство находится в Беларуси, однако если мы сможем создать в Рижском порту необходимый складской комплекс и обеспечить перегрузку целлюлозы, то это будет иметь намного более прочный и стабильный долгосрочный эффект, чем те же контейнеры, — если, к примеру, сегодня перевозчик перегружает контейнеры в Рижском порту, то через два года он может выбрать другой маршрут, к тому же, вполне вероятно, что для гарантирования объемов перегрузки мы также постараемся привлечь прямо на территорию порта определенные предприятия, которых исторически здесь не было", — заявил Зелтиньш.

Прогноз Зелтиньша на этот год – оптимистичный, по его словам, в Рижском порту наблюдается прирост по всем видам грузов, кроме наливных.

"Если ничего существенно не изменится, в перевалке угля в этом году может быть достигнут значительный прирост. Точно такая же тенденция ожидается и в сегменте зерна — за полгода перегружено уже более 800 тысяч тонн. В начале года по сравнению с предыдущим годом было небольшое падение, но результаты первого полугодия уже показывают, что по сравнению с первым полугодием 2017 года уже наблюдается прирост", — рассказал управляющий портом.

По его мнению, если нынешние тенденции сохранятся, то этот год для Рижского порта "будет очень хорошим".

Латвия – в аутсайдерах

Однако статистика Рижского порта, как и показатели латвийских портов, в совокупности выглядит не столь обнадеживающей — роста практически нет. Согласно данным статистического управления Литвы, порты стран Балтии за первые шесть месяцев 2018 года перевалили 76,678 миллиона тонн грузов — на 0,1% меньше, чем за тот же период 2017 года.

Очень сложная картина: Россия огорчила латвийский транзит

Грузооборот латвийских и эстонских портов в этом году уменьшился, литовских — увеличился.

В портах Латвии объем перевалки грузов за шесть месяцев уменьшился на 4,6% — до 32,441 миллиона тонн, в портах Литвы — вырос на 6,2% — до 26,512 миллиона тонн, в эстонских портах упал на 0,7% — до 17,725 миллиона тонн.

Больше всего грузов среди портов стран Балтии за первое полугодие перевалил Клайпедский порт — 22,163 миллиона тонн (+7,6%). На втором месте по объему перевалки — Рижский порт с 17,63 миллиона тонн (+0,7%).

В 2017 году общий грузооборот портов стран Балтии составил 149,571 миллиона тонн, что на 2,4% больше, чем в 2016 году.