"Балтийские пчелы" - высший пилотаж под облаками

Крупнейшее в Прибалтике авиашоу на аэродроме Юрмала близ города Тукумс собрало тысячи зрителей, а поучаствовать в нем слетелись асы авиации со всей Европы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 5 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Спустя почти десять лет авиашоу, наконец-то, вернулось на аэродром "Юрмала", который как раз сейчас заканчивает необходимую процедуру, чтобы получить статус международного и принимать самолеты, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров со всей Европы. Это совпало и с другой датой – десятилетия знаменитой латвийской пилотажной группы Baltic Bees ("Балтийские пчелы"). В честь всего этого, а главное, ради повышения интереса к авиации (от спортивной до большой) в Латвии и устроили в выходные яркое шоу.

Какая авиация самая главная

Участник пилотажной группы, "пчела" Александр Зариньш рассказал Sputnik, что Baltic Bees хоть и появилась в 2008 году, но в том составе, в котором все ее видят сейчас, начала летать в 2010-м.

"Одна из целей этого авиашоу – достойно отметить день рождения Baltic Bees. Вторая – напомнить людям о существовании аэропорта "Юрмала". Сейчас он уже готовится получить статус международного. По техническим параметрам, аэродром готов обеспечивать полеты днем и ночью даже в самых сложных метеорологических условиях. Уже велись переговоры о том, чтобы принимать самолеты компаний Ryanair, WizzAir, airBaltic и других. Но пока этот аэродром могут использовать только частные компании в своих целях, например, как это делаем мы", — говорит Александр Зариньш.

Хвостовой ведомый Александр "Копченый" Зариньш рассказал об истории пилотажной группы "Балтийские пчелы"

Наконец, третья цель, которую преследуют Baltic Bees — популяризация авиации как таковой. Удивительно, но по мировой классификации то, что даже самые мощные международные компании осуществляют коммерческие перевозки пассажиров на самых больших самолетах, – это вовсе не "главная авиация". Есть такое понятие – general aviation, она же — Авиация общего назначения, в которую включаются спорт и те самые частные полеты, не связанные с военными целями и коммерческими перевозками пассажиров.

"Как раз представители нашего мира дают толчок развитию авиации и появлению в ней новых профессионалов. А такие вот шоу показывают взрослым и, главное, детям всю красоту авиации. Они всегда были популярными в народе. И в советские годы, конечно, проводилось много шоу по всей стране: чтобы популяризировать авиационный спорт. Вот и теперь мы тоже в этом заинтересованы: побуждать молодых людей выбрать новую интересую профессию, которая пока в Латвии, увы, непопулярная, хотя и сулит человеку, выбравшему ее, большие перспективы", — подчеркивает Александр Зариньш.

Акробатика над облаками

Александр Зариньш сам обучался еще в советские годы – вначале в Оренбургском высшем военном авиационном училище, потом в знаменитом Качинском. В начале 1990-х он вернулся на родину в Латвию, где продолжил летать – уже в ВВС ЛР, а затем перешел в частную спортивную авиацию. Сейчас Baltic Bees — это интернациональная пилотажная группа, в которую входят и латвийцы, и литовцы, и россияне, и украинцы, и даже итальянец. У всех есть летные имена, например, Александ Зариньш – Копченый.

Умопомрачительные трюки небесных акробаток на крыле самолета шведской группы Catwalk

Но не только "Балтийские пчелы" были на высоте. Показали себя парашютисты из Даугавпилса, и асы авиации из Польши (были и частники, и представители ВВС на разных самолетах), и мастера из Великобритании. А шведская группа Airshow CATWALK Wingwalkers показала шоу женщин-гимнасток, которые под облаками, а то и выше, выполняли совершенно удивительные трюки буквально на крыльях самолетов. В свою очередь, на вертолете прилетели в "Юрмалу" представители авиационной группы Латвийской погранохраны: показали, как они с высоты высматривают нарушителей, и, конечно, как помогают пожарным тушить лесные и болотные пожары.

Запускаем дрон из "Запорожца"

А уже на земле устроили большую выставку экспонатов от известного на всю Прибалтику авиационного музея под Тукумсом – Sky Zoo. На площадке перед зданием аэропорта "Юрмала" выставили самые разные самолеты: от военных сверхзвуковых до "кукурузников". От каждого самолета тут же вытянулась огромная очередь из желающих попасть в кабину пилота, сфотографироваться в нем, подержаться "за штурвал". Некоторые гости праздника залезали в каждую кабину по трое-четверо и делали авиационное селфи.

Дети в восторге от советского ударного вертолета Ми-24Д

Все желающие смогли попасть и в кабины вертолетов, разместившихся рядом с самолетами, которые, кстати, были вполне в рабочем состоянии. А кого интересовали летательные аппараты поменьше – вот вам самые современные дроны. Тут же на аэродроме можно было купить дрон (от крошечного, размером с ладонь ребенка, до профессионального, способного поднять даже огромную телекамеру) и пройти вводный курс управления техникой XXI века, исключительно популярной теперь в Латвии.

Гостям праздника показали и самые разные самолетные двигатели, произведенные в пошлом веке, а заодно — всевозможные модели автомобилей – от первых марок "запорожцев" до престижных "волг" и "побед" (видимо, на них когда-то пилоты ездили к аэропортам). Ну а для контраста решил показать себя автосалон BMW: представил на суд зрителей не только новые модели машин, но и велосипедов, и даже – самокатов. Велосипед-"бумер" стоил примерно столько же, сколько автомобиль от компании попроще.

Ученик у штурвала реактивного самолета

А раз уж устроители шоу поставили перед собой цель популяризации авиации – в самом широком смысле, то на поле у взлетно-посадочной полосы разместили палатки вузы, где обучают по соответствующим программам. Так, рассказывали о своих профессиональных курсах преподаватели Института транспорта и связи – наследника знаменитого РАУ. Например, программа авионики этого вуза пользуется спросом не только среди латвийцев, но и иностранных студентов, которые потом, получив дипломы, устраиваются в том числе в наш аэропорт "Рига".

Самолет Diamond Aircraft DA40NG Академии пилотов авиакомпании Airbaltic

Конечно, было бы странно, если бы на авиашоу не была представлена компания airBaltic. Специально прилетел из аэропорта "Рига" Airbus A220-300 и на сверхнизких высотах сделал несколько кругов над зрителями: чтобы все вблизи могли рассмотреть то, на чем они путешествуют в разные страны. А около взлетной полосы популяризировала себя Академия пилотов airBaltic Training.

Хотя она и называется "академия", но относится к категории профессиональных систем обучения. Ради собственно академического фундамента airBaltic договорилось о сотрудничестве с РТУ и другими вузами, где есть специальные летные программы. Первый курс академии открылся в прошлом году. Тогда же записалось около 200 человек, но в итоге, после отсева, осталось лишь 12, которые действительно серьезно готовятся к тому, чтобы стать настоящими асами неба.

В противостоянии самолета и автомобиля победила "пчела" из пилотажной группы "Балтийские пчелы"

Да, к слову, авиационная группа высшего пилотажа Baltic Bees тоже занимается обучением, но только на реактивных самолетах L-39, что в Прибалтике больше не делает никто. Летают они на скоростях 500-700 км/ч. Специфика групповых полетов на такой скорости подразумевает филигранность пилотирования, поскольку L-39 находятся на исключительно близком расстоянии друг от друга – в некоторых фигурах между крыльями самолетов не больше метра.