В странах Балтии регулярно рождаются неординарные идеи о защите родной земли – вопреки существующим реалиям мира. Совсем недавно командир спецподразделения Сил обороны Эстонии полковник Рихо Юхтеги рассказал американскому изданию Politico о трагической судьбе русских завоевателей: "За два дня они могут дойти до Таллина. Но в Таллине они и умрут. И они это знают… По ним будут стрелять из-за каждого угла, на каждом шагу".
Ознакомившись с мыслями полковника, отнюдь не все сограждане покрутили пальцем у виска. Через три недели в соседней Латвии зажегся свет новых истин. Во-первых, в Cейме предложили во имя мира разделить РФ на несколько частей: "Только тогда, когда Россия распадется на малые страны по этническому составу, военные конфликты закончатся, а в Европе установится мир на многие годы". Во-вторых, как назвал журналист Гиртс Викманис статью в газете Latvijas Avīze, все-таки "Пришло время сопротивляться, не дожидаясь приказа".
Сон разума рождает чудовищ. Таллин регулярно обвиняет ВКС России в нарушении эстонских границ, создавая на эстонской территории крупнейшие в Восточной Европе базы НАТО. Следуя тренду, в странах Балтии могут вскоре предложить превентивный удар по Москве и Санкт-Петербургу, чтобы не мучиться более в ожидании неизбежной российской агрессии. Однако вернемся на латвийскую почву.
Сетецентричные отряды
Очевидно, активный гражданин Гиртс Викманис просто не доверяет НАТО и транслирует общественную озабоченность близким часом икс: насколько успешно будут действовать вооруженные силы Латвии в начале и в ходе войны с Россией, и не останется ли Рига в арьергарде этой священной борьбы? Занимательные мысли, феерия духа! Карл XII, Наполеон и Гитлер нервно курят в сторонке.
Между тем сразу после украинского кризиса ("цветной революции") 2014 года в Латвии оперативно приняли поправки к закону о Национальной безопасности. Теперь в случае внезапной агрессии командиры всех национальных подразделений самостоятельно (без приказа) начинают военные мероприятия, ориентируясь на Государственный оперативный план по безопасности. Если подобная тактика кому-то напоминает партизанское движение середины прошлого века, то сегодня это называется сетецентричными боевыми действиями. Есть и другие страшные слова.
Если вкратце, Военная доктрина Латвии предусматривает, что латвийцы будут оказывать сопротивление захватчику, не дожидаясь приказа сверху. Связь, централизованное боевое управление и планы Генштаба не важны, если проведена децентрализация единиц Земессардзе, батальоны знают свою местность и могут рассыпаться по оврагам малыми подразделениями.
А дальше-то что? Вскоре военнослужащие проголодаются, у них кончатся патроны и гранаты. И Земессардзе просто разойдется по домам, ведь теоретик всеобщей народной войны, первый командующий вооруженными силами Эстонии Александр Эйнселн, который "служил в армии США во время своей 35-летней ссылки", так и не определил конкретные рубежи развертывания, цели вооруженного сопротивления, систему материального обеспечения и много чего еще. Заметим, присутствующие в Прибалтике иностранные батальоны станут для серьезного противника приоритетной целью, а прочие силы быстрого реагирования НАТО в случае широкомасштабного военного конфликта в отреагируют через месяц, не ранее. Если появятся вообще.
Гражданский долг
Похоже, латышам (а также литовцам и эстонцам) уготована роль восточноевропейских "шахидов", которые малыми подразделениями, хаотично должны отдавать свои жизни за некие "ценности" Запада.
Закономерный вопрос: что делать на войне людям, которые в момент агрессии не состоят в НВС, Земессардзе и прочих военизированных структурах? Разумеется, обеспечивать бойцов в соседнем стогу информацией о противнике, экскаваторами для рытья окопов и блиндажей (понадобится не более 100 машин), а еще – подносить продукты и боеприпасы. Причем латышским предпринимателям государством прямо предписано в условиях оккупации обеспечить функционирование "критичных боеприпасных производств".
Бывший глава НВС генерал-лейтенант запаса Раймондс Граубе предлагает населению сопротивляться врагу творчески, креативно. К примеру, менять указатели на дорогах (вообще-то они на латышском языке, а навигаторами сегодня пользуются даже дети). Складывается впечатление, будто в странах Балтии разрешили употребление марихуаны раньше, чем в Грузии.
Между тем в бюджетных запросах Пентагона на 2019 год обозначены совершенно конкретные 59 миллионов долларов на закупку оружия и техники для американских сил специального назначения в Европе, 92 миллиона долларов для оборудования мест дислокации спецназа и совместной работы со спецназом стран Восточной Европы. В американском военном бюджете есть много интересного, но ни цента не выделяется для обеспечения креативного сопротивления граждан в странах Балтии. Возможно, сопротивление направлено не в ту сторону? Многие европейцы начинают прозревать.