РИГА, 23 июл — Sputnik, Михаил Губин. Говоря о репрессиях, которые нынешние власти Латвии обрушивают на несогласных, больше пишут о русских активистах, борцах за русские школы и прочих, подозреваемых в "пророссийской деятельности". Однако в истории латвийских спецслужб есть пример, когда они взялись за представителей, так сказать, противоположного лагеря. Это удивительная история Линардса Грантиньша, начавшаяся 23 июля три года назад.
В начале славных дел
Вообще-то все началось очень давно, в 1986 году, 7 июля. Тогда, в разгар перестройки и гласности, в Лиепае ночью в квартире специалиста по металлическим украшениям Линардса Грантиньша собрались его друзья – шофер Раймондс Битениекс и диспетчер электросети Мартиньш Барисс — и основали антисоветскую организацию "Хельсинки-86".
Целью было "открыто, без цензуры и давления извне информировать международные организации о нарушениях, которые совершаются против материальных и духовных ценностей наших народов, а также против самого народа. Преградить путь лжи и террору, дать всем народам свободный выбор пути своего развития, соблюдать принципы, выдвинутые в заключительном документе Хельсинкской конференции". Отсюда и название.
Они писали письма протеста в ЦК КПСС, требовали публикации пакта Молотова-Риббентропа, к его пятидесятилетию. Четырнадцатого июня 1987 года, в годовщину депортаций 1941 года, демонстративно возложили цветы к памятнику Свободы. Устраивали пикеты, акции, первыми в 1988 году подняли красно-бело-красный флаг, что было осуждено пленумом ЦК КПЛ. Принимали участие в организации так называемого Балтийского пути.
Понятное дело, попали в поле зрение КГБ, были арестованы. Им было предложено на выбор — либо тюрьма, либо отъезд за границу. Выбрали свободу.
Естественно, потом многие были награждены высшей наградой Латвии — орденом Трех звезд. В 1997 году была основана партия "Хельсинки-86", но ни в Сейм, ни в Рижскую думу не прошла. Сейчас идейным наследником "хельсинковцев" считается организация "Союз национальной силы" — громкая, но не влиятельная. К тому же официально закрытая и сменившая название.
Практически все основатели партии сейчас живут вне Латвии. Но речь сейчас не о них и не о занимательной партийной истории, а конкретно об одном человеке.
Обжалованию не подлежит
Линардса Грантиньша чекисты арестовывали два раза — 21 августа 1986 года и 9 июня 1987 года. В первом случае — на пять месяцев, а после второго ему пришлось уехать в Германию, где он нашел работу, получил гражданство и живет в городе Мюнстере.
Даже орден Трех звезд второй степени в 1996 году не приехал получать. А написал письмо президенту Гунтису Улманису, в котором сообщил, что оставляет орден на хранение в Сейме. Так как не понимает критериев, по которым в Латвии награждают высшими орденами.
Все дело в том, что Линардсу очень не нравится то, что происходит в стране, за свободу которой он боролся. Никакой деоккупации, никакой деколонизации. А у власти — бывшие коммунисты и коллаборационисты.
Особый же гнев Грантиньша вызвал латвийско-российский договор о границе, подписанный 27 марта 2007 года и вступивший в силу 30 мая. В том же году стало известно, что ветеран борьбы за свободу с единомышленниками создали Народный трибунал. Известно это стало из писем, которые патриоты разослали депутатам Сейма. Там сообщалось, что Народный трибунал "за разрушении территориальной целостности Латвии, геноцид латышского народа, произвол в принятии политических решений, грубое игнорирование Конституции, сокрытие преступников периода оккупации" и многое другое приговорил к смерти президента Вайру Вике-Фрейбергу, премьера Айгарса Калвитиса и министра иностранных дел Артиса Пабрикса.
Дело в том, что по договору Латвия отказывалась от Абрене. На самом деле это уже с 1944 года был Пыталовский район Псковской области России. И договор это подтверждал, так как все попытки вставить в него упоминание о мирном договоре 1920 года были пресечены Россией. Ведь сам Путин еще в 2005 году сказал: "Естественно, мы никогда не будем вести переговоры о каких бы то ни было к нам территориальных претензиях. Пыталовский район Псковской области! От мертвого осла уши, а не Пыталовский район!"
Но для латышских патриотов Абрене — это фантомная боль. Ранее разделяемая на государственном уровне. Верховный Совет ЛР 22 января 1992 года принял решение о непризнании аннексии города Абрене и шести волостей Абренского уезда. Даже карту выпустили с территориальными претензиями к России. В Красном зале Сейма герб Абрене до сих пор можно увидеть. По поводу возвращения Абрене прошло немало пикетов, но самый интересный случай был еще 1988 году, когда одного латышского патриота задержали в Псковской области с топором — он прорубал просеку на месте старой латвийской границы. Когда его вязали, он отбивался и кричал: "Это наша земля!" Имя героя не сохранилось.
Вот за передачу врагу латвийской земли, без всяких референдумов, основатели "Хельсинки-86" и приговорили высших должностных лиц. Исполнение приговора отложили до лучших времен.
Чекистские тараканы
Но на этом не успокоились. Народный трибунал продолжал действовать.
В январе 2009 года приговорили к высшей мере тогдашнего мэра Риги Яниса Биркса из партии ТБ/ДННЛ, председателя Совета по памятникам Рижской думы Оярса Спаритиса и еще девятерых членов этого совета — как предателей родины. С исполнением приговора "после правового восстановления ЛР". Очевидно, это было связано с планами восстановления колонны победы, которая была установлена в Риге в 1817 году в честь победы над Наполеоном. Планы так и остались планами, а Полиция безопасности направила письмо о деятельности Грантиньша германским коллегам.
Народный трибунал 31 октября 2010 года приговорил к смертной казне министра культуры Сармите Элерте и министра экономики Айгарса Штокенбергса "за измену Родине, сотрудничество с русскими шовинистами и еврейскими сионистами и за планы уничтожения латышского народа" с конфискацией имущества на благо этого народа.
Подобные приговоры были отправлены и в другие учреждения, например в Конституционный суд. Затем Грантиньш разошелся и начал клеймить своих идейных соратников — однопартийцев Яниса Рожкалнса и Константина Пупурса, главу Латвийского национального фронта Айварса Гарду и его девушек, и даже журналистку Элиту Вейдемане. На сайте tautastribunals.eu журналистка и министр юстиции Дзинтарс Расначс были названы "чекистскими тараканами", а также непереводимым словосочетанием čekas krievžīdiskie izdzimteņi.
Трудно сказать, остался ли кто в латвийской политике и общественной жизни, кого этот трибунал бы не разоблачил. Правоохранительные учреждения Латвии несколько раз просили немецких коллег о выдаче Грантиньша, но безуспешно. В 2012 году Полиция безопасности возбудила уголовное дело.
Председатель правления Латвийского общества юристов Рихардс Бунка обращался к Орденскому капитулу с просьбой лишить Грантиньша ордена Трех звезд, но тоже безрезультатно. Кстати, Бунку тоже приговорили к высшей мере, обвинив в том, что он создал бригаду убийц латышских патриотов.
"Не понимаю, чем я привлек внимание, — говорил Бунка на суде, — когда г-н Грантыньш основал "Хельсинки-86", мне было девять лет и я был октябренком".
Суд да дело
Да, произошел беспрецедентный случай. Полиция безопасности 23 июля 2015 года арестовала в Лиепае 67–летнего основателя группы "Хельсинки-86", кавалера ордена Трех звезд Линардса Грантиньша.
Задержание было устроено в лучших традициях кинобоевиков. К дому в Лиепае подъехал муниципальный полицейский и начал ходить вокруг машины Грантиньша. А когда тот вышел, ему сообщили: имеются подозрения, что он попал в ДТП и поцарапал машину. Грантиньш тоже стал ходить вокруг машины. И тут из стоявшего рядом микроавтобуса выбежали трое, бросили орденоносца на капот, начали заламывать руки, а одну даже сломали.
"При задержании ему сломали руку и наручниками пристегнули за нее к ручке в потолке машины. После этого в течение нескольких дней он не получал медицинской помощи ни в связи с рукой, ни в связи со своей хронической болезнью — рассеянным склерозом", — указывал в жалобе адвокат Павел Ребенок.
Полиция безопасности сообщила, что задержание Грантиньша прошло в рамках закона. А силу применили, потому что сопротивлялся. С этим согласилась и Генпрокуратура.
Адвокат задержанного рассказал, что Грантиньш приезжал в Латвию и раньше, но в этот раз он записался на прием к президенту. Так Полиция безопасности и узнала, что он в стране.
Долгое судебное разбирательство и ныне идет в суде Видземского предместья Риги. Долгое, потому что все время откладывается из–за болезни подсудимого 1950 года рождения, к тому же он еще гражданин Германии.
Линардс Грантиньш обвиняется по 2-й части 78-й статьи Уголовного закона: разжигание национальной, этической, расовой или религиозной вражды с использованием систем автоматической обработки данных. За это грозит до пяти лет тюрьмы, кратковременное задержание, принудительные работы или штраф.
Кроме того, ему вменяют 81-ю статью УЗ: призыв против Латвийской Республики. За призывы, направленные против независимости, суверенитета, территориальной целостности, государственной власти или порядка, полагаются также до пяти лет, кратковременное задержание, принудительные работы или штраф.
Линардс Грантиньш 25 августа 2015 года был освобожден по залог пять тысяч евро и отправился лечиться в Германию. Поэтому в 2016 году на суд не явился.
В 2017 году 12 апреля заседание суда длилось двенадцать минут и оценивало состояние здоровья подсудимого. Следующее заседание состоится 6 декабря, если Грантиньш сможет приехать. Как говорится, дай бог ему ему здоровья!