РИГА, 23 июл — Sputnik. "Эмиграция будет продолжаться, хотя и в меньших объемах, но все равно каждая тысяча (уехавшей — ред.) молодежи бьет по нашим демографическим показателям. И рождаемость даже с идеальной государственной политикой все-таки — поскольку наших матерей уже стало мало — будет меньше", — заявил в эфире Латвийского радио демограф Илмарс Межс.
По его расчетам, к 2030 году в Латвии будет жить 1,7 миллиона человек. С января по июнь этого года население Латвии сократилось на 5 тысяч 343 человека. По словам Межса, население будет сокращаться в равных долях и из-за эмиграции, и смертности, опережающей рождаемость. Смертность при этом уже четвертый год подряд остается на одном и том же уровне.
Он добавил, что свою роль играет и то, что меньше подростков и молодежи гибнет из-за нелепых случайностей (прыжки головой в воду, поездки на мотоциклах без защиты и так далее). "Идиотских смертей, к счастью, становится все меньше и меньше", — отметил демограф.
По его мнению, важны и кампании против вождения в нетрезвом виде — уже существенно сократился риск быть сбитым пьяным водителем.
Почему продолжает падать рождаемость
"Мы пожинаем урожай, который был посеян в 1990-х годах — вообще во всех посткоммунистических странах. И некоторые страны быстро оттуда выкарабкались, но балтийские страны, а также Беларусь и Россия очень надолго остались в этой демографической яме. Поэтому нам очень не хватает молодых потенциальных матерей, поскольку если в 1980-х их рождалось каждый год примерно 20 тысяч, то в 1990-х — всего лишь 10 тысяч. Тогда рождаемость упала наполовину. И теперь, даже если в Латвии хороший прирост рождаемости на одну женщину, то, поскольку женщин не хватает, общее число новорожденных падает", — указал Межс.
Он отметил, что все чаще жительницы Латвии рожают детей в 30-40 лет, когда уже получено высшее образование и имеется работа.
Демограф добавил, что за последние пять лет в Латвии выросло число матерей, которые рожают третьего и следующего ребенка; это показывает уровень благосостояния.
Один из актуальных вопросов — жилищный, подчеркнул Межс. Бездетной паре, например, банк даст ипотечный кредит, а семье с тремя детьми при том же уровне дохода — нет.
"Теперешняя объективная дискриминация многодетных семей — я говорю о 95% наших хороших многодетных, не пьют, не курят, оба работают, идеальные семьи: большинство из них не в состоянии получить даже кредит. Аренда той же квартиры будет дороже. Значит, государственная политика должна быть такой, чтобы помочь этим семьям получить кредит", — отметил Межс.
В мае прошлого года демограф Петерис Звидриньш заявил, что каждый год Латвия теряет "полноценную волость или небольшой город вроде Цесиса".
"Мы пришли к тому, что накопившаяся за 25 лет разница между родившимися и умершими достигла 250 тысяч человек", — сказал он.
Сейчас Латвия занимает третье место в Евросоюзе по сокращению численности населения.