Вильнюс, Рига и Таллин регулярно обвиняют Москву в пограничных провокациях. Оборонное ведомство Эстонии 17 июля в очередной раз сообщило о нарушении воздушного пространства страны двумя российскими самолетами — Ил-96 и Airbus A319.
Ранее литовские пограничники сообщили о вторжении в территориальные воды Литвы в районе Куршской косы российского боевого корабля, однако Служба охраны госграницы так и не доказала факт нарушения. Столь же бездоказательно, но ежегодно обвиняет Россию в сотнях нарушений границы Латвия.
Однако вернемся к фактам минувшего понедельника.
Непростой полет
В столице Финляндии 16 июля состоялся первый с момента избрания Дональда Трампа президентом США полноформатный российско-американский саммит. И не всем понравился миролюбивый, конструктивный характер встречи. На фоне возмущенного хора "псов войны" по обе стороны Атлантики не затерялось дерзкое соло Эстонии, которая обвинила российский борт №1 в нарушении своего воздушного пространства — в районе острова Вайндлоо в Финском заливе.
Заметим, штурвал воздушного корабля Ил-96 доверяют лучшим из профессионалов Специального летного отряда "Россия". Такие пилоты никогда не сбиваются с курса в международном воздушном пространстве. И хотя летающий офис президента РФ имеет вполне гражданскую наружность, это все же "пункт управления" на случай военного конфликта любой интенсивности. Дерзить в адрес борта №1 ядерной сверхдержавы — полное безрассудство. Глава российского МИД Сергей Лавров тоже бывает суров к пустолайкам.
Полеты первых лиц государства согласуются заранее, и со своей стороны Москва неоднократно подчеркивала, что все российские авиаперелеты выполняются в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, без нарушения границ других государств. Не может быть причины, по которой российский Ил-96 над Финским заливом мог бы 16 июля "срезать по прямой" в международном воздушном коридоре шириной 10 километров.
Остров невезения
Рассмотрим поближе легенду эстонских пограничников — остров Вайндлоо, расположенный в 25 километрах от материковой Эстонии и в 50 километрах от побережья Финляндии.
Остров представляет собой скалу шириной не более 180 метров и протяженностью 780 метров с севера на юг. Если кратко описать инфраструктуру и гарнизон, это два эстонских пограничника-вахтовика и один 150-летний маяк. И все же Вайндлоо — точка отсчета эстонских территориальных вод (согласно Конвенции ООН по морскому праву — 12 миль, или около 22 километров), которые в узком заливе смыкаются с финскими.
Для удобства международного судоходства и авиасообщения Эстония и Финляндия отступили от срединной линии в заливе на три мили, и оставили коридор нейтральных вод и воздушного пространства над ним. Это единственный морской путь, соединяющий Российскую Федерацию с Калининградской областью. Полагаю, в этой детали и кроется дьявол.
Возможно, в Таллине мечтают о стратегическом контроле над Финским заливом (аналогичным образом Иран контролирует Ормузский пролив), о валютной выручке за авиатранзит (то есть о возвращении России в допетровское состояние, без доступа к Балтийскому морю). Для этого невероятного проекта "концессионерам" необходимы всего лишь чрезмерная (силовая) реакция России на жалкие эстонские провокации и всесокрушающий ответ НАТО.
Однако история развивается по объективным законам, а не по планам и методичкам Вашингтона и Брюсселя. Эта история учит: с Москвой во все времена выгоднее добрососедство и сотрудничество.