РИГА, 10 июл — Sputnik. О том, как стать дальнобойщиком, сколько это будет стоить, и какие опасности подстерегают на этом пути, рассказывает МК Латвия.
Одни из самых востребованных работников в Латвии – водители-дальнобойщики. По данным Государственного агентства занятости (ГАЗ), на 31 мая 2018 года в Латвии требовалась 1 тысячи 106 водителей грузовиков. При этом безработных водителей было зарегистрировано ровно в два раза меньше – 517.
Как стать дальнобойщиком?
Чтобы стать дальнобойщиком, надо, для начала, получить права прав категории С (любые грузовики, но без прицепов). Пойти на курсы может любой обладатель прав категории В, которому уже исполнился 21 год. Время обучения – 1,5 месяца, но, с учетом очередей на сдачу экзамена, придется потратить больше двух месяцев. Стоимость курса – 455 евро, также придется заплатить за сдачу экзамена и водительское удостоверение.
После этого нужно получить права категории СЕ (управление грузовиком с прицепом и полуприцепом). Это займет еще полтора месяца, из них две недели на курсы, и обойдется в 365 евро плюс стоимость экзамена и удостоверения.
Далее желательно съездить в один-два рейса в качестве стажера, чтобы ознакомиться на практике с условиями и нюансами работы, включая прохождение границы, таможенного контроля, оформления документов и т. п.
Нелегкая работа
По данным Дирекции безопасности дорожного движения, только в 2017 году права шофера соответствующей категории CE получили 3 тысячи 389 латвийцев, в том числе — 36 женщин. Однако, число желающих стать дальнобойщиками в последние годы резко снизилось — в 2015 году права на управление грузовиком получили 17 тысяч жителей страны. А за последние пять лет в стране выдано 44 тысячи 193 водительских удостоверений с 95-м кодом, позволяющим осуществлять международные коммерческие перевозки на грузовиках с прицепом и полуприцепом.
По мнению совладельца транспортной компании AST Grupa Сергея Вахтина, одной из причин дефицита дальнобойщиков является низкий престиж профессии. Другой — то, что работа это совсем нелегкая. Водитель-дальнобойщик постоянно находится в пути, один рейс по Европе может затянуться на месяц, а то и на полтора.
Кроме того, водитель обязан следить за техническим состоянием автомобиля. Иногда дальнобойщику самому приходится принимать участие в разгрузке машины, а также общаться с получателем или отправителем груза, причем делать это вежливо, иначе последует жалоба работодателю.
Для неопытных водителей попытка заработать может обернуться долговыми обязательствами. Сергей Вахтин рассказал о молодом дальнобойщике, который после возвращения из рейса по Европе оказался должен фирме-работодателю три с лишним тысячи евро за штрафы и починку неисправностей машины. Дальнобойщику еще повезло, что фирма разрешила возвращать долг по частям.
Однако с возрастом к дальнобойщикам, помимо опыта, приходят и болезни. Как отмечает представитель страхового общества BALTA Людмила Щеголева, специфика работы водителей-дальнобойщиков связана с необходимостью проводить долгие часы за рулем автомашины, преодолевая за день сотни километров. Малоподвижная повседневная работа, нездоровое питание – все эти факторы значительно повышают риск внезапных проблем со здоровьем. В 2016 году почти половина несчастных случаев, в которые попадали дальнобойщики, была вызвана инсультами, болезнями сердца и острыми нарушениями работы желудка.
По данным Государственной трудовой инспекции (ГТИ), в 2016 году за границей погибли девять дальнобойщиков. При этом за пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество несчастных случаев увеличилось на 30%. Чаще всего их причиной были усталость водителя и, как следствие, снижение концентрации внимания. Также некоторые водители по невнимательности выпадали из кабины или получали травмы во время загрузки или ремонта машины.
Латвийцы в Голландию, филиппинцы в Латвию
Дефицит дальнобойщиков испытывают не только латвийские, но и европейские транспортные компании.
– У нас сейчас учится наш парень, живущий и работающий в Голландии. Так он рассказывал, что из 70 грузовиков транспортной компании 20 постоянно простаивают из-за нехватки водителей. А это – прямые убытки, потому предприниматели готовы брать на работу любых шоферов, – рассказывает директор автошколы Krasts Анна Руньге.
Так что латвийские дальнобойщики регулярно уезжают работать заграницу, где зарплаты выше. Чтобы не остаться совсем без водителей, латвийские компании нанимают дальнобойщиков из России, Белоруссии, Украины и даже Филиппин. Чтобы работать в Латвии, тем нужно пройти пятидневный курс, чтобы получить 95-й код, дающий право выполнять международные коммерческие перевозки.