И если запланированная повестка переговоров 29 стран блока большой тайны не представляет — это давно прорабатывавшиеся вопросы распределения финансирования, усиления потенциала сдерживания, модернизации сил, сотрудничества с партнерами и с ЕС, то "фактор Трампа" создает, пожалуй, главную интригу этого саммита, отмечает РИА Новости.
Осложненный контекст
Помимо вопроса военных расходов в отношениях союзников, в последнее время возникли еще несколько значимых "раздражителей": выход США из иранской сделки и угроза вторичных санкций против европейских компаний, призрак торговой войны из-за введения пошлин на сталь и алюминий, расторжение Парижского климатического соглашения, отказ подписывать совместную декларацию на саммите G7 в Канаде. Такие попытки "демонтажа" устоявшихся десятилетиями правил поведения в трансатлантическом сообществе со стороны американской администрации и политика "ни врагов, ни друзей" вызывают у европейских союзников по НАТО закономерное беспокойство.
Внутри самого альянса остаются напряженными отношения между Турцией и Грецией, Венгрия не оставляет попыток блокировать встречи НАТО с Украиной, а США грозились ввести санкции против Турции в случае покупки С-400.
Многие европейские страны считают такой подход механистическим, отмечая, что нужно учитывать как качество инвестиций и степень участия страны в общих оборонных усилиях, так и ее удельный вес в альянсе. Значительное увеличение расходов на военные цели традиционно воспринимается в европейском обществе критически. Официальный же дискурс на Западе, сопровождающий обсуждение внутренних споров между союзниками, систематически пытается сместить акцент на якобы предпринимаемые РФ "попытки внести раскол" в стройные ряды альянса и на необходимость эти ряды сомкнуть еще больше, чтобы продемонстрировать "единство на основе общих ценностей" и решимость их защищать.
Готовность и мобильность
"Для ряда руководителей стран это станет первым саммитом НАТО. В его повестке ожидаются, как вы знаете, темы "распределения бремени" взносов на оборону, также будет фигурировать вопрос военной мобильности в сотрудничестве с Евросоюзом, будут вопросы адаптации командных структур, утверждения тренировочной миссии в Ираке, и, кроме того, будет, конечно, тема Македонии (о перспективах вступления – ред.). Восточное направление будет, вероятно, рассматриваться в русле решений Варшавского саммита", — рассказал в преддверии переговоров пожелавший остаться неназванным чиновник альянса.
По итогам саммита в Варшаве в 2016 году альянс усилил свое передовое присутствие в восточной части Европычетырьмя многонациональными боевыми группами в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Численность сил реагирования НАТО достигла 40 тысяч военнослужащих, сформированы восемь малых штабов в восточной части Североатлантического союза для обеспечения связи национальных вооруженных сил с силами НАТО. Кроме того, альянс усиливает свое присутствие в регионе Черного моря.
На саммите может быть окончательно утверждена инициатива по обеспечению готовности сил "4 по 30", которая предусматривает формирование к 2020 году оперативного эшелона в составе 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей, готовых к использованию в течение 30 дней. В альянсе заявляли, что речь не идет о создании новых сил. Генсек НАТО Йенс Столтенберг, отвечая на вопрос о возможном увеличении сил альянса на восточном направлении, заявлял, что организация на данном этапе сосредоточена на решении задач, связанных с возможностями усиления при необходимости уже размещенных сил.
Планируется также затронуть вопросы модернизации сил и средств гражданской обороны, укрепления кибербезопасности, в том числе посредством создания нового Центра киберопераций, противодействия "гибридным угрозам".
"Готовьте ваши денежки"
Несмотря на сообщения в СМИ о том, что Пентагон якобы просчитывает стоимость вывода сил из ФРГ, официальная статистика НАТО оперирует другими данными: США наращивают свое присутствие в Европе, учений, личного состава и техники стало больше, а увеличение финансирования со стороны США оборонных усилий в Европе составило при Трампе 40%. НАТО также планирует продолжать тесное сотрудничество с такими партнерами, как Финляндия и Швеция, для "обеспечения безопасности" в стратегически важном регионе Балтийского моря.
Но танки на одной только солидарности не ездят, и союзникам придется на саммите держать ответ перед Трампом, который считает, что Европа "не платит по счетам". "Встреча в верхах предоставит возможность провести обзор прогресса стран НАТО и рассмотреть дальнейшие планы", — скромно рассказывает подготовленная альянсом повестка о вопросе "более справедливого распределения бремени".
В 2014 году все страны НАТО приняли обязательство остановить сокращение оборонных бюджетов, увеличить расходы и стремиться к тому, чтобы в течение десятилетия приблизиться к затратам на оборону по меньшей мере в объеме 2% ВВП. С 2014 года и в течение трех последующих лет происходило увеличение оборонных расходов в европейских странах НАТО и в Канаде, в результате чего на эти цели было дополнительно выделено 87 миллиардов долларов США. В целом по европейским союзникам и Канаде в этом году ожидается рост на 3,8%.
"Но мы все еще ждем, когда 20 государств-членов выполнят свои обязательства перед НАТО и потратят не менее 2 процентов на оборону. И два процента — это очень низкий показатель. Число действительно должно быть 4 процента", — заявлял ранее Трамп, указывая, в частности, в сторону Германии.
Кроме того, союзники ранее обязались инвестировать 20% своих оборонных расходов в развитие технического потенциала. В этом году лишь пятнадцать союзников могут выполнить это обязательство.
Вектор — Россия
Тема отношений с РФ может получить на саммите НАТО новое звучание с учетом предстоящей 16 июля встречи Трампа с российским президентом Владимиром Путиным. Столтенберг ранее приветствовал предстоящую встречу Путина и Трампа, отметив, что она соответствует проводимой альянсом политике по налаживанию диалога с Россией.
Какие формулировки по России в итоге удастся согласовать на саммите, покажет время, но готовившие в апреле саммит министры иностранных дел подтвердили приверженность "двухвекторнному подходу" с акцентом на мысль, что НАТО не вернется к ведению сотрудничества с РФ в режиме "как обычно", пока Москва не изменит свое поведение на международной арене.
Двери нараспашку
На предстоящем саммите НАТО в Брюсселе планируется подтвердить политику "открытых дверей" альянса, предстоит обсуждение вопроса Македонии, кроме того, запланировано отдельное заседание с участием Грузии и Украины.
Столтенберг ранее заявлял, что ожидает подтверждения на саммите прогресса Грузии на пути в альянс и выражения готовности продолжать оказывать поддержку этой стране. Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявлял, что надеется на вступление страны в НАТО к 2021 году. Но в альянсе объясняли, что Грузия вступит в НАТО при выполнении необходимых требований, и союзники по альянсу должны для этого сначала принять консенсусное решение по плану действий.
Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл выражал беспокойство в связи с тем, что на саммите может быть принято "неясное послание" относительно перспектив вступления Украины и Грузии в альянс и призвал союзников сделать это "четко и недвусмысленно". Кроме того, высказывались опасения, что Будапешт может попытаться заблокировать заявление по итогам заседания с участием Грузии и Украины.
Киев, со своей стороны, рассчитывает получить на саммите приглашение присоединиться к программе расширенных возможностей НАТО, заявляла вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе. В самой НАТО признают, что долгосрочной стратегической целью Украины является вступление в организацию, но ожидают от Киева проведения внутренних реформ, а также развития оборонного потенциала в соответствии со стандартами альянса.
Что касается Македонии, то Столтенберг ожидает, что на июльском саммите альянса будет принято решение начать переговоры о вступлении страны в Североатлантический блок.
Ветер с юга
Также ожидается решение о начале новой миссии по учебной подготовке в Ираке в рамках борьбы с террористической руппировкой ИГ* (запрещена в РФ). Кроме того, планируется рассмотреть вопрос о том, что НАТО может предпринять дополнительно для "укрепления своих южных партнеров, в том числе путем активизации учений". Этот пункт будет рассматриваться в контексте оказания помощи Иордании и Тунису. НАТО также заявляет о готовности оказать содействие Ливии, если поступит такая просьба.
*Террористическая организация, запрещенная в России и ряде других государств