РИГА, 6 июл — Sputnik. В этом году польский Институт национальной памяти рекомендовал местным властям снести 75 памятников — воинам Красной армии, советским партизанам и военнопленным, пишет "Коммерсант".
Как сообщили в конце июня власти Варшавы, как только Музей истории Польши согласится принять памятник благодарности солдатам Красной армии в запасники, его можно будет демонтировать в соответствии с законом о запрете пропаганды коммунизма. Формальных препятствий к этому нет: когда-то под памятником была братская могила, но останки давно эксгумировали и перенесли на кладбище. Сам монумент успели передвинуть, а теперь и вовсе готовы убрать из парка.
В войну многие захоронения погибших в Польше воинов Красной армии были сделаны где придется — в том числе в парках, скверах, на перекрестках дорог. В послевоенные годы по всей стране проводилась эксгумация и перезахоронение останков на воинские кладбища. Параллельно устанавливались памятники благодарности советским воинам, военнопленным, советско-польскому братству по оружию.
В 1990-е годы часть из них была демонтирована. В 1994 году Москва и Варшава подписали межправительственное соглашение "О захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий". В 1997 году в рамках реализации соглашения был составлен перечень 561 "памятного места", подлежащего охране.
В 2014-2015 годах между Москвой и Варшавой неоднократно вспыхивали конфликты: российская сторона не согласовала предложенный поляками проект мемориала на месте авиакатастрофы в Смоленске, где в 2010 году погиб президент Польши Лех Качиньский, а польские власти не одобрили установку на Раковицком кладбище в Кракове памятника советским военнопленным, погибшим в годы советско-польской войны в 1920 году. С 2014 года памятники стали снова демонтировать.
Еще в 2013 году прокуратура и польский окружной суд Варшава-Прага спорили, признавать ли монумент в Скарышевском парке памятником. Если да — значит, за его осквернение следовало судить, а сам памятник освободителям Польши от фашизма государство должно было защищать.
Вместе с министерством культуры надзор как за военными захоронениями, так и за памятниками осуществляет государственное историко-архивное учреждение Институт национальной памяти (ИНП) — именно он рекомендует, какие памятники стоит снести. Формальное решение затем принимают региональные власти — представители воеводств. По данным ИНП, несколько сотен памятников было демонтировано еще в 1990-е годы, а в ближайшие два-три года следует демонтировать еще около 200. До сих пор о разрушении или переносе памятника становилось известно уже по факту. Список сносимых памятников в этом году имеется в распоряжении издания.
В основном в списке — памятники Красной армии, хотя на поверку многие из них посвящены и советским, и польским солдатам. Некоторые уже снесены — как демонтированный в конце марта памятник благодарности Советской армии в городе Легница. Жители прозвали его "Два Ивана" — двое солдат, польский и советский, держат на руках маленькую девочку. Согласно опросам, горожане были против сноса.
Всего на территории Польши в годы Второй мировой войны погибли, по разным оценкам, от 1,3 миллиона до 2 миллионов советских граждан. Из них до 1,2 миллиона — это пленные, умершие в нацистских лагерях на польской территории. Остальные — это военнослужащие Красной армии, погибшие в боях за освобождение Польши в 1944 — 1945 годах. Поименно увековечены лишь около 10% из захороненных.
По поводу второй группы — памятников под снос — официальный представитель министерства культуры и национального наследия Польши Анна Бочан пояснила газете: "Польская сторона считает, что трактовка договора касается исключительно двусторонней защиты кладбищ и мест захоронения. Согласно такой трактовке, договор не распространяется на символические памятники, то есть памятники братства по оружию или благодарности Красной армии, которые не являются частью военных кладбищ и мемориальных комплексов".
Прошлым летом Польши Анджей Дуда одобрил поправки к закону о запрете пропаганды коммунизма или другого тоталитарного строя, согласно которым прокоммунистическую смысловую нагрузку не должны нести не только названия улиц, школ и больниц, но и памятники, обелиски, бюсты, мемориальные доски и так далее. По закону полагалось снести их к апрелю этого года, но финансовые и организационные сложности замедляют процесс, который растянется еще на пару лет.
"Я понимаю российскую сторону, которая по-другому смотрит на Великую Отечественную войну. Мы помним об огромных жертвах, которые понесли российский народ и другие народы. И мы должны о них помнить, об этой жертве погибшего в Польше рядового солдата Красной армии. Но не поддерживая идеологические памятники, а проявляя заботу о кладбищах, стараясь продолжать поиск захоронений, останков и имен, осуществляя погребения с воинскими почестями — вот выражение нашей благодарности за их жертву", — заявил директор бюро по мемориальным вопросам ИНП Адам Сивек.
Сивек излагает нынешнюю официальную позицию Варшавы: памятники советским солдатам якобы повсеместно ставились на территории Польши против воли поляков, а потому должны быть снесены. Несколько памятников, в том числе демонтированный в 2010 году памятник советско-польскому братству по оружию (в Варшаве его называли "Четверо спящих"), по словам Сивека, можно было бы сохранить в музее холодной войны "Подборско 3001" в городе Борне-Сулиново на северо-западе Польши.
Вся забота — о кладбищах
"Нам трудно и неприятно, когда мы слышим, что Польшу обвиняют в преуменьшении роли советских солдат во Второй мировой. С момента полного суверенитета в 1989 году в Польше не было ликвидировано ни одно кладбище российских и советских солдат", — говорит высокопоставленный польский дипломат группе приглашенных в Варшаву российских журналистов.
В Польше стремятся продемонстрировать, что, несмотря на то, что дискуссия о памятниках окончательно подорвала двусторонний диалог, Варшава делает многое для ухода за мемориалами — на кладбищах. Однако беседу с польскими официальными лицами затрудняет их неготовность даже допустить, что памятники вне кладбищ можно было бы не сносить. От вопросов о польских коммунистах и возможности различных трактовок в польском обществе официальные лица уходят.
На вопрос, есть ли в польском обществе консенсус по поводу отношения к Красной армии и ее памятникам, в МИД Польши заверяют: большинство поддерживает перенос памятников. Хотя в архивах СМИ можно найти и обратные свидетельства. Так, в 2013 году опрос Millward Brown для "Газеты выборчей" показал, что за возвращение памятника "Четверым спящим" выступали 55% варшавян, а против — всего 23%. Более ранний опрос TNS OBOP показал, насколько расколото польское общество: для 38% респондентов памятники советским солдатам были символом освобождения, для 33% — символом порабощения. В то же время всего 8% считали, что их необходимо снести.
С 2014 года в Польше без уведомления и согласования с российской стороной было демонтировано 42 памятных места. Так что посольству России приходится не только следить за состоянием и наличием памятных мест, но и регулярно отправлять в Министерства культуры и иностранных дел Польши письма с протестом. Российская сторона дает понять, что не откажется от своей позиции, даже если диалог между Москвой и Варшавой удастся восстановить.
"Но наши аргументы и личные контакты не помогают", — признался руководитель представительства Министерства обороны России по организации и ведению военно-мемориальной работы в Польше Алексей Фомичев. В Варшаве он трудится с 2015 года, а до того работал здесь еще в 2000-х годах.
На вопрос о переносе памятников на мемориальные кладбища Фомичев приводит в пример "Четверых спящих": для возведения памятника жители Варшавы в 1945 году собирали гильзы от снарядов и отдавали в переплавку, и в отрыве от места памятник потеряет всякую смысловую нагрузку. Но обсудить демонтаж памятников до их сноса у российских представителей редко получается: польская сторона о подготовке работ не сообщает, говорит он, добавив, что житель одного из городков недавно признался о спрятанном в собственном сарае демонтированном мемориале — ждет, когда закончится "война памятников".
Что касается кладбищ, то, хотя расходы на уход и охрану лежат на польской стороне, российское посольство уже много лет вкладывает средства, в том числе в проведение капитального ремонта. Такой ремонт идет сейчас, например, в Варшаве на Кладбище воинов Красной армии, где 9 мая теперь собирается варшавский "Бессмертный полк". Там отреставрировано 270 братских могил и даже имеется свободное пространство на случай, если поисковики обнаружат где-то неизвестные захоронения, откуда можно будет перенести останки советских воинов в Варшаву.
Из российского бюджета на ремонт воинских захоронений в 2010 — 2016 годах было выделено почти 5,5 миллиона долларов, в то время как из польского — 2,1 миллиона долларов. Бюджет, выделенный Россией на этот год, — полмиллиона долларов.
"Мы стараемся работать так, чтобы не возвращаться к ремонту этих захоронений минимум на 25 лет. Но все кладбища сразу отремонтировать невозможно", — подводит итог Алексей Фомичев.
Представительство под его руководством также занимается установлением судеб погибших и пропавших без вести красноармейцев, эксгумацией, идентификацией и перезахоронением останков погибших советских воинов. Сотрудники представительства получают запросы от родственников погибших в Польше солдат, стараются помочь с поисками — в год приходит более 200 запросов.
"Ошибочно и мелочно"
На этой неделе в интервью РИА Новости старейший депутат Сейма Польши, отец действующего премьер-министра Корнель Моравецкий заявил, что ошибочно и мелочно решение о демонтаже памятников советским солдатам, погибшим при освобождении Польши. Моравецкий — один из семи депутатов, которые голосовали против скандального законопроекта.
"Я считаю, что была сделана ошибка. Это мелочность. Я был против этого. Этот вопрос очень важен в отношениях Польши и России. Он достаточно символичен", — сказал он.
Собеседник агентства не склонен связывать освобождение Польши от фашизма и социалистический строй, который установился в стране после Второй мировой войны. "Даже если они и насаждали коммунизм. Не о том речь. Коммунизм они насаждали, но это было другое. Коммунизм принес нам несвободу, но не хватило бы нашей Польше сил, чтобы освободиться от немцев", — сказал он.
"Я хотел бы, чтобы в этом вопросе мы стали на путь потепления отношений между Польшей и Россией", — заключил депутат.
Поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя вступили в Польше в силу минувшей осенью. Закон предполагает в числе прочего снос советских памятников. По подсчетам Института национальной памяти Польши, он коснется более чем 450 памятников по всей стране, 230 из которых — это памятники солдатам Красной армии. Глава МИД России Сергей Лавров ранее заявлял, что в Польше ведется война с памятниками и "сознательно, последовательно, масштабно насаждается русофобия в качестве национальной идеи".