Память для жертв и для палачей: уроки трагедии Холокоста

День памяти жертв геноцида еврейского народа
Скажут каяться за русских, покаются и за русских: латвийские чиновники в Риге в числе других говорили о жертвах Холокоста в День памяти геноцида еврейского народа
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 5 июл — Sputnik, Владимир Дорофеев. То, что происходило в среду, 4 июля, в День памяти геноцида еврейского народа, у сгоревшей Рижской хоральной синагоги, легко подпадает под определение "очевидное-невероятное" или даже уже "привычное-невероятное".

Латвийское правительство, озабоченное национальным вопросом, почти в полном составе скорбно стояло возле места гибели невинно убиенных по национальному признаку, а первые лица даже произносили речи. Слова они говорили правильные, хоть и пустые, а лица их имели при этом выражения глубокомысленные и трагические.

Все речи официальных лиц были прекрасны, как на подбор. Вот, например, президент Раймондс Вейонис, который недавно подписал закон о запрете преподавания в частных вузах на русском языке, у стен сгоревшей синагоги поведал о необходимости заглядывать в болезненное прошлое, чтобы создавать правильное будущее. А еще он говорил о том, что в обществе всегда находится почва для ксенофобии и вражды, и только память о жутких событиях прошлого внушает надежду на то, что ужасы тех времен не повторятся.

День памяти жертв геноцида еврейского народа
День памяти жертв геноцида еврейского народа

Особенно интересно было наблюдать за спикером Сейма Латвии Инарой Мурниеце — слушать ее нынешние речи и вспоминать, что она говорила ранее, например, в Лестене.

Скажут каяться за русских, покаются и за русских

Но на этот раз Мурниеце, представляющая Национальное объединение, говорила про сожжение большой хоральной синагоги. С праведным пылом клеймила местных пособников нацистских преступников, скорбела о тысячах жизней, что были прерваны из-за национальной принадлежности. Давала красочные характеристики – "ад на земле". Очень верно указывала на то, что подобные события не имеют ни срока давности, ни оправдания. Предупреждала, что трагедия Холокоста – это следствие того, что на государственном уровне разжигались нетерпимость, агрессия, ненависть и расизм.

Я смотрел в ее светлые, одновременно строгие и печальные глаза, которые были скрыты стеклами модных очков, и поражался выдержке этой женщины — ни тени недовольства не выказала она. Прямо глядя в камеру, чеканя слова, называла палачей – палачами, мерзавцев – мерзавцами, напомнила только, что среди латышей были и те, кто спасал евреев. А отвечать за действие латышской толпы в 1941 году латвийское правительство не могло, ведь, по словам Мурниеце, уже как год Латвия была оккупирована СССР.

Мурниеце похвалила Сейм за уничтожение русского языка в Латвии
Но вспоминаются речи Мурниеце 16 марта в Лестене, на кладбище легионеров, о настоящих героях, боровшихся за светлое будущее своего народа, о сынах латышской нации, оболганных историей, и так далее. И тут возникает мысль, как это у них так здорово получается складывать одно с другим – просто поразительно.

В остальном мероприятие прошло привычно. Надо отдать должное еврейским организациям – умеют они все устраивать на высшем уровне. Присутствовало почти все латвийское правительство, практически весть дипломатический корпус пришел помянуть жертв Холокоста в Латвии.

И надо отдать должное нашей власти – умеет она держать лицо, оставляя за бортом эмоции, одевая уместные маски и говоря подобающие случаю речи. То, что при этом прямо сейчас происходит ограничение прав русского меньшинства в Латвии, не имеет никакого отношения к делу. Когда скажут каяться за русских, покаются и за русских. Кого надо осудят, кого надо проклянут.

Как убийцы стали героями поколения

Искренне на этом празднике лицемерия звучали только воспоминания самих евреев — неприкрытая боль воспоминаний об убитых родственниках и попытка объективного взгляда на историю. Рассказы реальных узников концлагерей и, пожалуй, самое ценное – рассуждения об уроках истории. Все это не было похоже на заученные и заранее подготовленные речи, как на партийном съезде. Это были простые слова, идущие от души. Это вообще характерно для человека – говорить по-настоящему важные и трогательные вещи, когда сказать требует не регламент, а душа.

День памяти жертв геноцида еврейского народа

Самым мощным было выступление раввина рижской синагоги Ильи Кроммера, говорящего об уроках истории.

"Сейчас мы говорим об уроке Холокоста, но в чем этот урок? Когда мы учим Талмуд, мы учим что-то новое, чего не знали ранее. Но что нового в повторении старых истин? Нельзя заново выучить, что убийство — это плохо. Убийцы и сами отлично знают что убивать – это плохо. В двадцатом веке мы столкнулись не только с проблемами жертв массовых убийств, но и с проблемами участников репрессий. Как жить с тем, что героями нового поколения становятся не только невинно убитые, но и убийцы?" — говорил Кроммер.

Раввин заметил, что в зависимости от того, откуда человек черпает информацию о Холокосте, рождается разное понимание этого урока. И если для одних людей герой — это латыш Жанис Липке, спасший множество жизней евреев, то для других, наоборот, герой — это латышский летчик Герберт Цукурс, перешедший на сторону Третьего рейха и служивший в зондеркоманде Арайса.

"Тора учит, что преступник может измениться, если полностью признает свою неправоту. Но если же преступник будет искать отговорки, он вернется к началу. Убийца опять будет убивать хотя бы для того, чтобы уничтожить тех, кто считает иначе. Тех, кто напоминает ему о его тяжком, смертном грехе. Признать такие ошибки всегда непросто. Это экзистенциальная проблема каждого человека", — пояснил раввин.

Помнить жертв и палачей

На мероприятии собралось около 500 евреев, а феномен Холокоста заключается в том, что практически у каждого еврея есть родственники, погибшие в той жуткой бойне. Уничтоженные и ограбленные, вычеркнутые официальной властью из жизни. Такое не забывается.

День памяти жертв геноцида еврейского народа

Директор музея "Евреи в Латвии" Илья Ленский рассказал, что немало латышей помогали спасать евреев во время Холокоста. Но далеко не все спасения были удачными. Около 200 проведенных спасательных операций закончились впоследствии поимкой беглого еврея и казнью не только его, но и тех, кто его укрывал. Фашисты не всегда убивали укрывателей, иногда сажали на долгий срок в тюрьму, в редких случаях отпускали. Но в любом случае те, кто ставил гуманизм превыше людоедских законов, рисковали жизнью. И их подвиг евреи не забывают и не забудут никогда.

"До 1941 года в Латвии было около 90-92 тысяч евреев. Порядка 2 тысяч из них были депортированы в 1941 году. Некоторые погибли, не выдержав дороги. Порядка 70-73 тысяч латвийских евреев были уничтожены нацистами и их местными пособниками. Около 15-16 тысяч эвакуировались вглубь СССР. Выживших вопреки людоедскому режиму, тех, кого не успели убить в лагерях, — около 2-2,5 тысячи. Большинство выживших в лагерях Германии и Польши, в основном это Штуттгоф и Бухенвальд. В Латвии выжило только около 600 человек", — сказал Ленский.

Он отметил, что тех латышей, которые боролись за жизнь евреев — около 500. Но, по словам Ленского, нет ничего удивительного, что героев меньше, чем спасенных, поскольку часто в спасении одного человека принимали участие сразу несколько семей.

Нужно помнить, как советуют руководители Латвии, и жертв, и палачей, и людоедские законы того времени, и безумие толпы. И не стоит забывать ни лицемерия правящих, ни скорби оставшихся в живых, ведь забыть эти уроки истории – значит повторить темное прошлое.

День памяти жертв геноцида еврейского народа