РИГА, 24 июн — Sputnik, Владимир Дорофеев. Не так мало в Риге мест, где можно необычно справить Лиго. Например, на Бабелите или других уютных городских озерах можно наступление темноты отметить голым заплывом. На популярной островной площадке Луцавсале можно отправить старые веночки в плавание по реке. А присоединиться к шумным гуляньям можно на набережной. Но я из всех мест больше всего люблю Дзегужкалнс — Кукушкину гору, самое высокую природную точку Риги.
Но дело даже и не в спецэффектах. Дело в том, что нет здесь разделения на своих и чужих. Лиго — латышский праздник, но он гостеприимный и радушно принимает всех желающих. Ведь это праздник любви и надежды.
Кукушкина гора говорит не только по латышски. Половина гостей Дзегушкалнса — русскоязычные. Но здесь не только русские и латыши, но и представители других рас и национальностей тоже пришли на праздник. Были и официальные лица — на Кукушконой горе отмечали Янову ночь финский посол Олли Кантанен, а также сотрудники посольства России в Латвии. И даже экс-президент Вайра Вике-Фрейберга с мужем, одетые в народные костюмы, были замечены возле самого главного костра.
Кусочек хлеба и небесная синь
Все газоны на склонах горы, обращенных к сцене, были заполнены отдыхающими, вальяжно развалившимися на травке. Люди доставали из корзинок для пикников и рюкзаков тминный сыр, чесночные сухарики, пиво собственного приготовления и даже жареные колбаски. Лиго — праздник простой, деревенский, еду приносить с собой никто не запрещает.
"Что дам тебе, что дам тебе? Кусочек черного хлеба, свою любовь и небо над головой", — по-латышски пели со сцены наряженные в национальные костюмы женщины и девушки.
Лежа на травянистом склоне горы было потрясающе удобно смотреть на чистое небо с пушистыми облачками. Ни дождинки не упало в этот праздник!
Плетем венки и сжигаем долги
Дети развлекались, как могли: бегали друг за другом по всему парку, качались на качелях и плели венки. Мастерская по плетению венков готова была помочь любому желающему сплести собственный венок или приобрести уже готовый. На обычные венки цена была меньше, чем в городе, а на еще малознакомые широкополые шляпы из кленовых листьев цена была гораздо выше, но и работа над такой шляпой более трудоемкая, чем над венком.
Когда разгорелся костер, все, кто сохранил старые венки, подходили и кидали их в огонь. По народному поверью вместе со старым венком сгорают все невзгоды, скопившиеся за год. В самую короткую ночь прошлогодний венок теряет силы, а новый приступает к защите человека от различных напастей.
Музыканты и хоры пели до рассвета, и долго еще на Кукушкиной горе раздавались веселый смех и девичьи голоса. В этот праздник света очень просто провести у костра целую ночь, чтобы не дать ночной тьме ни единого шанса проникнуть в сердце. Но я уверен, что даже те люди, которые ушли пораньше, легли спать с хорошим настроением.