РИГА, 13 июн — Sputnik. Пожар, вспыхнувший в воскресенье на Адажском полигоне, потушить пока не удалось. Возгорание локализовано, но полная ликвидация огня может потребовать еще нескольких дней, а при отсутствии дождя так и целую неделю, сообщают в Государственной службе леса (ГСЛ).
В целом во время пожара на полигоне выгорело 770 гектаров, работы по его тушению по-прежнему продолжаются. Пожар тушат сотрудники ГСЛ, военные, пожарные и добровольцы.
Тем временем местные жители, похоже, задаются неудобными вопросами о том, как такое вообще могло случиться и кто же виноват. Так, некий Агрис написал целый опус о том, как видит ситуацию с пожаром в Адажи.
"Пожар на полигоне в Адажи — пару слов:
1. "Спасибо" НВС и министерству обороны за шум в конце недели, по утрам и вечерам — фантастика, что и в мирное время у нас такая честь чувствовать себя как на войне. Лето, разумеется, самое подходящее время для взрывания и стрельбы, так как огонь в опасный сезон это только для гражданских.
2. "Спасибо" НВС и министерству обороны за выжженные 300 га (или больше?) леса и вересковых. Особенное спасибо от (не)живых существ.
3. Позиция и отношение НВС и министерства обороны удивляет больше всего: со времен трагедии "Максимы" не слышал таких сказочных отговорок и таких слабых отрицаний вины наподобие "В пожаре виноваты не мы, а огонь":)", — пишет Агрис.
"Человеку в одном предложении удалось свое признание объединить с отрицанием вины. И самое неприятное это то, что это лавирование приходится слышать не от скользких политиков, а от мужчин-начальников, у которых по определению не должно быть недостатка чести, смелости и уважения ни в отношении земли Латвии, ни в отношении жителей Латвии, которым они служат. Ошибки надо уметь признавать и исправлять. Во многих других странах Европы боевой учебный огонь в опасные сезоны запрещен, как и низкие полеты военных воздушных аппаратов и шум в конце недели. Почему наше военное главнокомандование считает, что земле Латвии и жителям не полагается таких прав?" — негодует Агрис.
В итоге мужчина приходит к выводу, что единственный вариант — это "обратиться к главнокомандованию НАТО и просить их дать приказ "вниз", а не наивно надеяться на совесть дрессированных людей и голос разума НВС и Минобороны".
"Позвали на помощь только тогда, когда у самих стала "гореть задница". Вывод: во-первых, у нашей армии плохо с анализом в кризисных ситуациях (или это не одно из главных качеств, которое должно быть у вооруженных сил?). Не оценили угрозу, отклонили помощь — получилось мыло.
Хорошо, что рискованная ситуация не была вооруженным конфликтом, а только пожаром. Но опять — почему институция, в которой нет пожарных специалистов полагает, что она может тушить огонь лучше, чем ГПСС? Во-вторых, что-то не так в правовых актах: как может быть так, что в случае пожара ГПСС должна просить разрешение (предлагала помощь) в тушении пожара? Не логичнее ли, что у ГПСС есть обязанность и право тушить пожар и спасать ситуацию всеми возможными способами, не спрашивая разрешения? Пожар такая ситуация, в которой ГПСС должна иметь право "взламывать двери", если необходимо, и входить внутрь — в том числе и на полигон НВС.
Будем продолжать в таком же духе?
Звучит печально, но пока не сгорит какое-то село или, может быть, пара солдат, вероятно, будем продолжать также. Из опыта знаем, что учреждениям Латвии нужна какая-то трагедия, чтобы активно устранять ошибки в системе", — резюмирует мужчина.