РИГА, 31 мая — Sputnik. Латвийские шпроты в лучшем случае могут занять 10% российского рынка, это место для эксклюзивного, дорогого продукта. Время доминирования ушло навсегда, считают производители.
Из деликатесов шпроты превратились в "гастро-политический" продукт. Решение России закрыть рынок заставило латвийских производителей "затянуть пояс" потуже, этот рынок был основным для мелких производителей, а поставки в Европу или США наладить очень сложно – там к традиционному продукту латвийских рыбопереработчиков относятся прохладно, говорится в материале НТВ.
Журналисты посетили крупнейший в Латвии рыбоперерабатывающий завод Brīvais vilnis. Предприятие в Салацгриве фактически стало градообразующим.
"Рыболовецкий колхоз уже был в 1949 году, и был старый завод на другом берегу реки. Поэтому в 1983 году уже построили и сдали в эксплуатацию новый цех", — рассказал контролер технологического процесса рыбоперерабатывающего предприятия Генрийс Бабрис.
Почти все на заводе — ручная работа. Рыбу нужно отобрать, равномерно развесить и выставить на конвейер. Всего на производстве заняты 270 человек. Однако могло быть и намного лучше. До того как Россия ввела запрет на ввоз прибалтийских шпрот, там работало около 500 человек.
По словам председателя правления рыбоперерабатывающего предприятия Арнольдса Бабриса, после введения российского эмбарго производители "побежали со своими предложениями, демпинговыми ценами", потому что им надо было "избавляться от склада".
"Эта демпинговая цена, когда утопающий цепляется за соломинку и предлагает свою продукцию ниже себестоимости, сказывается, то есть идет настолько агрессивная борьба, что мы (рыбоперерабатывающие предприятия — ред.) друг друга душим".
За ценами снизилось и качество продукции. Не у всех, но сам факт оттолкнул некоторых зарубежных партнеров.
Сегодня предприятие поставляет продукцию в Италию, Израиль, Германию — всего более 40 направлений. Однако в целом за несколько лет производство на этом заводе с 3 миллионов банок в месяц сократилось втрое.
Дидзис Шмитс, президент ассоциации рыбопромышленников Латвии: "Это непросто зайти на западные рынки, где нас особенно не знают. Российский рынок был у нас начиная с конца XIX века, нас все знали. Там был реальный покупатель, который, несмотря ни на какие политические, геополитические вещи, эти шпроты на стол хотел".
По мнению Андриса Бите, члена правления и совладельца рыбоперерабатывающего предприятия, время, когда Латвия доминировала на шпротном рынке России, ушло навеки, и этого никогда больше не будет.
"Останется место эксклюзивных, дорогих, качественных шпрот, то, что в России пока не научились делать. Мы посчитали уже рынок и видим, что наше место уже будет, скажем, до 10%", — сказал Бите.
Последний прогноз — это не окно в Европу, а форточка в Россию, которую она же и открыла для двух производителей — по одному из Эстонии и Латвии. Случилось это в конце прошлого года, но до сих пор ни одной поставки не было. К такому сюрпризу заводы просто оказались не готовы.
Напомним, в начале июня 2015 года Россельхознадзор ввел запрет на поставку в Россию рыбной продукции из Латвии и Эстонии из-за системных нарушений, выявленных ведомством в ходе инспекций, а также в связи с наличием в продукции канцерогенного вещества бензопирена.
В середине декабря 2017 года Россельхознадзор снял запрет на поставку в Россию шпрот с двух предприятий Латвии и Эстонии. Разрешение на возобновление поставок касается латвийского предприятия SIA Karavela (рыбные консервы, пресервы), а также эстонской компании DGM Shipping AS (рыба и рыбопродукция — из кильки, салаки).