РИГА, 30 мая — Sputnik, Андрей Солопенко. После успеха на муниципальных выборах в столице Новая консервативная партия (НКП) собирается всерьез побороться и за места в Сейме. И не исключено, что остальным латышским политическим силам придется поделиться с ними своим электоратом.
Лидер Новой консервативной партии, председатель фракции в Рижской думе и бывший министр юстиции Янис Борданс за свою карьеру успел сменить не одну политическую организацию, побывав в комсомоле, "Народном фронте" и "Латвийском пути", а также в Гражданском союзе и Национальном объединении. Однако, не ужившись ни в одной из этих организаций, в 2014 году он создал свою партию, от которой безуспешно пытался избираться в Сейм.
И пусть поддержка НКП уже давно не превышает трех-четырех процентов, не исключено, что эта политическая сила может получить представительство в новом Сейме, а выдвижение Борданса кандидатом в премьер-министры многими экспертами видится вполне удачным шагом.
Новый старый кандидат
Как считает профессор Латвийского университета, декан факультета социальных наук, политолог Юрис Розенвалдс, Борданс для НКП является самым естественным выбором.
"Он может сослаться на свой опыт, он же был министром юстиции, так что понимает, как устроен госаппарат. Да и если посмотреть других кандидатов от этой политической силы, то, кроме него, мне на ум особо никто и не приходит. Если бы они выдвинули кандидатом в премьеры Юту Стрике, то думаю, что они бы от этого только потеряли. Она хороша, когда надо говорить, что "мы воровать не будем и другим не дадим", или выяснять, куда Нил Ушаков потратил деньги Рижской думы. Стрике показала, что она человек только одной темы и соответствующего кругозора, тогда как Борданс дает ей много очков вперед своим опытом и более спокойной и взвешенной позицией, что тоже немаловажно для избирателя", — пояснил эксперт.
Также логичным выдвижение Борданса считает и другой политолог — Филипп Раевский. По его словам, Борданс среди кандидатов от своей партии на выборах в Рижскую думу получил самое большое количество плюсов, обойдя и Юту Стрике, и Юриса Юрашса. Однако в то же время эксперт придерживается мнения, что политический опыт Борданса может сыграть ему скорее в минус, чем в плюс.
"Борданс хочет преподнести себя как нового кандидата, но мы же помним, что он в политике еще со времен "Латвийского пути" и за это время успел поменять очень много партий. Он уже ветеран латвийской политики, и в этом случае тот осадок, оставшийся от сотрудничества с ним, как со стороны Нацблока, так и со стороны бывших коллег по правительству, очень ограничивает возможность НКП быть в новом правительстве. Я бы не назвал его приоритетным партнером для правящей коалиции", — сказал Раевский.
Злопамятный Нацблок
Действительно, Янис Борданс был со скандалом исключен из Национального объединения за то, что, будучи членом партии, создавал конкурирующую политическую силу. Думается, что нынешние лидеры Нацблока этот кульбит ему будут помнить долго.
Кроме того, анализ риторики основных спикеров Новой консервативной партии показывает, что они явно засматриваются на сторонников Национального объединения, и между этими двумя политическими силами на грядущих выборах развернется довольно жесткая борьба. В свою очередь, нахождение прямых конкурентов в одном правительстве может парализовать его работу, так что, видимо, Нацблок постарается сделать все от него зависящее, чтобы НКП осталась в оппозиции.
Также, эксплуатируя вопросы борьбы с коррупцией, НКП будет пытаться отобрать голоса и у "Единства", для которых данная тема долгое время была приоритетной. Поэтому "Единство" тоже может видеть в Новой консервативной партии потенциального соперника, позиции которого при вхождении в правительство явно усилятся. В то же время заявления Юты Стрике о борьбе с олигархами говорят о том, что с Союзом зеленых и крестьян найти точки соприкосновения им будет довольно проблематично.
"Если в борьбе за голоса латышских избирателей НКП наберет достаточное число голосов, чтобы реально претендовать на вхождение в правительство, то она может там быть, и я не исключаю, что новая коалиция будет состоять не из трех, а из четырех партий. Конечно, посмотрим, что случится за время предвыборной кампании, что эти кандидаты друг о друге наговорят, чтобы не возникло ситуации, когда они в принципе не смогут быть в одной команде", — предостерег Розенвалдс.
Латвия — это не только Рига
Однако в нынешней ситуации для Новой консервативной партии будет довольно сложно получить такое количество голосов, чтобы она смогла стать неотъемлемой частью будущей коалиции. По словам Раевского, у данной политической силы совершенно нет людей, которых они могли бы выставить лидерами списков во всех избирательных округах, да и вообще у партии серьезный дефицит кадров.
Все эти факторы, по мнению эксперта, серьезно снижают шансы НКП получить большое число мандатов, да и вообще ставят вопрос о ее прохождении в парламент.
"Конечно, вероятность того, что они будут в Сейме, есть, однако из-за голосования по округам НКП может и остаться за бортом парламента. Сейчас главный вопрос для Новой консервативной партии состоит в том, перешагнут ли они вообще барьер в 5%", — указал политолог.
Розенвалдс более оптимистично оценивает перспективы партии. По его мнению, не считая тех партий, которые стабильно проходят в тройку, наибольшие шансы попасть в Сейм как раз есть у "Единства" и НКП. Кроме того, рейтинг НКП среди определившихся избирателей показывает, что партия, пусть не намного, но все же превышает пятипроцентный барьер.
Видимо, место в Сейме для НКП все же найдется, но ее фракция будет обречена на пребывание в оппозиции из-за малочисленного состава, а депутаты начнут подумывать о переходе в другие политические силы.