РИГА, 30 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Цитатой к одной из глав своей новой книги Игорь Гусев выбрал слова одного из создателей латышского литературного языка Атиса Кронвальда: "Я глубоко уверен в том, что латыши разовьются, их жизнь расцветет именно под защитой России".
О дипломированном историке Игоре Гусеве стали теперь чаще писать в национальных СМИ. Как он посмел говорить, что русские и латыши имеют общие славянские корни? Какое он имеет право утверждать, будто красно-бело-красный флаг на самом деле принадлежит славянскому племени вендов из города Венден (Цесис)? А главное, кто позволил ему писать о том положительном наследии, что веками связывает русских и латышей?
Игорь Гусев не скрывает: новая книга "История Риги и окрестностей (1914-1919 года)" может стать поводом для властей и латышских СМИ снова целиться в него ядовитыми стрелами. Но, как любит он сам повторять: "Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее".
В книге рассказывается о неспокойном и кровавом времени, когда в муках рождалась латвийская демократическая республика. Эту историю невозможно и несправедливо рассматривать в отрыве от происходящих в то время событий в России — революции и Гражданской войны.
Откуда пошла независимая Латвия
"Столетие государственности Латвии очень важная и значительная дата. Не секрет, что трудно назвать безоблачным состояние современного латвийского общества. И, как я полагаю, во многом это потому, что люди не знают своей истории", — подчеркивает Игорь Гусев в разговоре со Sputnik.
Официальная трактовка событий прошлого основана на стереотипах и предельно проста: Россия — "исконный враг Латвии". А значит, с кем воевали патриотически настроенные латыши? Правильно, с Россией!
И вот уже в одном из рижских молодежных журналов повествуется о событиях 1918 года: "…В течение нескольких месяцев шли бои – Российская империя не желала терять территорию, имевшую для нее стратегическое значение. Но Латвия сумела отстоять свою независимость. С тех пор 18 ноября считается днем рождения Латвийской Республики". И что за беда, что в действительности к тому времени Российской империи уже не существовало более года.
"Другая историческая фальсификация — уже из современного учебника истории: школьников убеждают, что Латвия находилась в составе Российской империи до 1914 года. Какая такая Латвия? И если Латвия тогда была, то что потом? Где она зависала до 18 ноября 1918 года? Конечно, наш "пипл хавает все", но я уповаю на людей, еще не искалеченных многочисленными реформами образования, а значит, сохранивших ясность мышления", — отмечает Игорь Гусев.
Его книга — это более трехсот страниц богатейшей и редкой информации, с фотографиями, рисунками, картами, архивными копиями документов. Несмотря на то что книга насыщена фактурой, но написана она настолько интересно и увлекательно, что текст буквально проглатывается, а действие полностью захватывает, как в приключенческом романе.
Операция: переформатировать память
"Сегодня история Латвии нередко рассматривается вне контекста событий, происходивших в то время в России. В действительности все здесь было переплетено самым причудливым образом. Прежде всего, это касается роли латышских стрелков, многие из которых оказались в годы Гражданской войны по разные стороны линии фронта. Но начиналась их история в 1915 году под знаменами Российской императорской армии", — говорит Игорь Гусев.
Можно любить Россию или ненавидеть ее, но тут мы имеем дело с историческим фактом. Герои-латыши сражались под российскими знаменами против немцев — исконного врага своего народа, как они тогда воспринимались большинством латышей.
Но сколько пафоса было в словах министра обороны Латвии Раймондса Бергманиса на открытии памятника воевавшим на германской стороне финским егерям, которые "получали закалку" в боях против латышей в Первую мировую. Не стал ли этот слезливый восторг умалением памяти тех латышских парней, в которых стреляли столь чтимые министром-атлетом "финские герои"?
Непростые судьбы неординарных людей
Многие вспоминают о красных латышских стрелках, но ведь были и такие латыши, которые сражались на стороне белогвардейцев. По оценкам некоторых историков, их число доходило до десяти тысяч (хотя, конечно, далеко не все из них вступали в ряды белых добровольно). Кто сегодня лишний раз вспомнит эту интереснейшую, но непопулярную страницу истории?
А ведь среди латышей, сражавшихся за "единую и неделимую Россию", были яркие и знаменитые личности. Например, легендарный полковник Фридрих Бриедис, один из создателей Союза защиты Родины и свободы, который позднее возглавил Борис Савинков.
Несколько примеров удивительных биографий приводит Игорь Гусев в своей книге.
"Как нам оценивать красного латышского стрелка Яниса Грегорса, награжденного орденом Красного Знамени? Он командовал одним из элитных подразделений Красной армии, а в годы Второй мировой состоял обер-лейтенантом в отряде генерала Яниса Курелиса, сформированного гитлеровцами. В 1944 году Грегорс был арестован немцами и расстрелян. Также — Гопперс, Бангерский, Озолс — удивительные, невероятные судьбы", — говорит Игорь Гусев.
Человек в русской форме – уже изначально враг…
Игорь Гусев вспомнил случай, произошедший на одной из исторических реконструкций. Местные военно-исторические клубы воссоздавали эпизод времен Первой мировой. Наша публика тогда с явным одобрением восприняла "немцев", а латышских стрелков в русской форме чуть ли не освистала. В этой анекдотичной ситуации проявились стереотипы, уже свойственные некоторой патриотичной, но малообразованной части общества, воспитанной на посыле, что люди в русской форме — изначально враги.
"Появление независимого латвийского государства стало результатом целого комплекса объективных и субъективных исторических обстоятельств и условий. После свержения монархии и революции в России страна вверглась в чудовищную Гражданскую войну, результатом которой явилось появление на карте мира новых независимых государств. Это факт. Но детали и обстоятельства, сопутствующие этому, – интереснейшая сторона прошлого. Мне хотелось бы воздать должное всем участникам этого процесса", — подчеркивает Игорь Гусев.
Наконец, процитируем слова князя Анатолия Ливена, одного из тех, чьими стараниями и кровью созидалась в 1919 году независимая Латвия. Его слова звучат сегодня пророческим напоминанием: "Латвия населена различными национальностями, в том числе и многочисленными русскими… Если Латвия была освобождена от красных и таким образом утвердила свою независимость, то это только благодаря сотрудничеству всех населяющих ее национальностей, и только мирное сотрудничество населяющих ее национальностей гарантирует дальнейшее процветание страны". К этому, как говорится, и добавить нечего.