Euractiv: уроки софийского метро

Средства еврофондов помогли построить в Софии метро, однако жители остальной Болгарии пока не дождались таких нужных европейских денег
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 25 мая — Sputnik. Метро в  столице Болгарии, которое обошлось еврофондам почти в миллиард и было объявлено "инфраструктурным проектом десятилетия" в стране — отличный пример как пользы европейских денег, так и проблем, которые они могут принести, пишет  Euractiv.

Первые планы постройки метро в Софии появились еще при коммунистах, в 1960-х. В середине 1970-х был разработан первый проект, который впоследствии лег в основу современной схемы метро из трех линий. В 1998 году, через три года после того, как Болгария подала запрос на вступление в ЕС, был открыт первый участок метрополитена длиной в 6,5 километров, а 11 лет спустя, первая линия протянулась по всему городу.

Вице-мэр Риги отказался перекапывать столицу ради метро
После вступления Болгарии в ЕС в 2007 году дело ускорилось: в тот же год был запущен тендер на строительство второй линии из 11 станций, через год началось строительство, а в августе 2012 года линия была открыта.

Сейчас идет строительство третьей линии из 16 станций, которая должна быть готова в 2020 году. В отличие от первой линии, по которой ходят поезда, произведенные в 1990 году в бывшем СССР, на третьей линии будут ходить поезда производства Siemens.

Строительство финансировалось из средств фонда кохезии ЕС, Европейского фонда регионального развития, а также программ ЕС, а кредиты предоставил Европейский инвестиционный банк.

Положительный эффект от метро виден центре Софии. Ежедневно метро пользуются более 300 тысяч человек, что означает уменьшение пробок и сокращения выбросов парниковых газов на примерно 75 тысяч тонн, сообщает муниципалитет Софии.

Начат сбор подписей за строительство метро в Риге. А не поздно?
"Существующие и будущие станции метро стали важным фактором при выборе места жительства, и целые кварталы и районы внезапно обрели привлекательное будущее, — говорит Ивал Велков, депутат муниципального совета Софии. — Строятся новые дома, и их жильцы также меняются — изменяют свои привычки, стереотипы. А если попасть в метро в утренний или вечерний час пик, то город выглядит более деловым, динамичным".

Жители Софии рассказали, что теперь могут передвигаться по городу гораздо быстрее, а для поездок в центр больше не нужны личные автомобили. Однако они также посетовали на то, что из более чем 20 станций места для парковок есть только возле двух, и это в городе, где ежегодно регистрируются 15 тысяч новых автомобилей, а наземный транспорт не отличается быстротой и надежностью.

Эмилия К., жительница города, рассказала, что одну треть пути на работу она проводит в метро, а две трети — в автобусе или в ожидании автобуса. Расстояние — всего 10 километров, не в час пик на машине этот путь занимает 15-20 минут. На метро и наземном транспорте — 45 минут.

По словам Эмилии, это показывает, что метро, на которое было потрачено столько денег из еврофондов, не смогло предоставить гибкий и удобный способ передвижения для жителей города.

Euractiv: столица Болгарии задыхается от смога
"Ускоренное строительство софийского метрополитена можно назвать хорошим примером использования средств еврофондов в Болгарии и демонстрацией положительных сторон вступления в ЕС," — говорит Георги Стефанов, эксперт Фонда дикой природы Болгарии.

"Однако в то же время мы как будто забыли очень важную вещь — еврофонды должны использоваться для привлечения инвестиций, которые делают более разнообразным инвестиционный климат в стране, улучшают экономические условия и защищают природу," — добавляет он.

Стефанова беспокоит то, что "после10 лет членства в ЕС, средства еврофондов в Болгарии распределяются неравномерно и явно не ведут к улучшению экономической ситуации во всех регионах страны, особенно в тех, которые сильнее всего нуждаются в помощи. На самом деле, все происходит наоборот".

По его словам, крупные проекты, такие как софийский метрополитен, осуществляются за счет других, не менее важных. К примеру, ранее предполагалось, что сотни миллионов евро будут потрачены на модернизацию болгарского железнодорожного транспорта, чтобы улучшить качество жизни жителей всех регионов страны. Вместо этого деньги были потрачены на метро.

"София ближе к Европе, чем остальная Болгария," — говорит он.