РИГА, 23 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. Романы "Золото бунта", "Сердце Пармы", "Географ глобус пропил", "Ненастье" и еще добрый десяток замечательных произведений, а также свеженький двухтомник "Тобол" — "Много званых" и "Мало избранных" — уже теперь попали в золотой фонд русской литературы. Книги Алексея Иванова печатают самыми большими по нынешним временам тиражами и переиздают, они получают солидные российские литературные премии, по ним снимают фильмы, которые сразу становятся популярными.
Яркий пример – "Географ глобус пропил" с Константином Хабенским в главной роли. Картина с успехом выдержала премьеру на "Кинотавре" в Сочи, где получила Гран-при фестиваля и еще несколько ценных призов. Потом права на постановку спектаклей по книге "Географ глобус пропил" выкупили более полусотни театров по всей России.
Ритм "Сердца Пармы" почувствуют зрители
"Что касается экранизации моих произведений, то тут, действительно, грех жаловаться. Например, по роману "Ненастье" сейчас снимается восьмисерийная картина, которая в этом году выйдет на главном телеканале нашей страны – "Россия". Фильм снимает Сергей Урсуляк.
По роману "Сердце Пармы", который мне особенно дорог, осенью начинаются съемки полнометражного фильма. Картину снимает Антон Мегердичев, который стал известен всем после "Движения вверх", а общее художественное руководство осуществляет выдающийся режиссер современности Сергей Бодров-старший. Я давно ждал, когда за произведение кто-то возьмется, но это произошло лишь спустя пятнадцать лет после появления на свет книги", — рассказывает Алексей Викторович гостям Литературного кафе торгового центра Domina.
По сценарию Алексея Иванова по роману "Тобол" уже готов восьмисерийный телевизионный фильм и смонтирован полнометражный, где снялись многие известные актеры: Дмитрий Дюжев, Евгений Дятлов, Екатерина Гусева, Иван Колесников и другие. Правда, Алексей Иванов остался недоволен тем, как режиссер "творчески переработал" его сценарий, и попросил убрать его фамилию из титров. Фильм и сериал должны выйти в этом году.
У Алексея Иванова выкуплены права на экранизации почти всех его произведений. Уже идут работы над картинами по книгам "Общага-на-Крови", "Псоглавцы", "Комьюнити", "Золото бунта".
Фантасты сильно ошибались…
"Во многих книгах, как, скажем, в "Тоболе" или "Сердце Пармы", я пытаюсь доказать, что прав был Тютчев, сказав, "Россию аршином не измерить". При этом я не согласен с тем, что "…умом Россию не понять". Если бы Россию нельзя было понять умом, то жить в ней было бы совсем неинтересно. Россия – это не какая-то там непостижимая бездна. Ее мир можно понять. А будущее России – это энергия, сила и, наконец, ресурсы Сибири и Урала", — говорит Алексей Иванов, которого заслуженно прозвали "самым уральским" и "самым сибирским" писателем.
В его книгах переплетены глубокая история и приключения, любовь и детектив, даже — фэнтези. В этом удивительном мире кажется, что одно без другого невозможно, как, например, в "Сердце Пармы", "Золоте бунта", "Тоболе". Сейчас, по словам Алексея Иванова, время постмодернистских романов, где смешаны все жанры, где главный герой скорее плохой персонаж, где много сюжетных линий, из которых запросто может сложиться отдельное произведение, но все в итоге сводится к единому общему финалу.
Постмодернистские произведения, по мнению автора, теперь выигрывают на фоне остальных. А книги, написанные строго в одном жанре, живут не так долго. Даже фантастика, если она переплетена с реальностью, воспринимается чем-то совершенно естественным.
"У писателя, использующего в постмодернистской книге фантастический прием, меньше шансов промахнуться. Вот, например, обычные фантасты чаще промахивались, например, выстраивая будущее. Здесь русскому читателю легче всего вспомнить романы Стругацких. Они двадцать лет своего творчества размышляли: каким станет будущее. Не угадали! Нет ни тех коммунаров, ни технических устройств, моментально переносящих человека из одного места в другое (скажем, из Риги в Париж). Но при этом они не предугадали моментального обмена информацией — через айфоны. Равно как появление "Гугла" и социальных сетей Стругацкие просчитать не смогли", — говорит Алексей Иванов.
Книги должны печататься, а не публиковаться в соцсетях
Молодые авторы поинтересовались у Алексея Иванова: как быть начинающим писателям, если их книгами пока не заинтересовались большие издатели? В сверхпосещаемые соцсети все "запускать"? На это Алексей Викторович ответил следующее.
"Не отправляйте книги в соцсети – лишь бы "кто-то прочел". Ищите издателей. Ваш талант в соцсетях размывается, а в реальном мире только подкрепляется – конкретной книгой, изданной для продажи. Вообще, меня напрягает теперешняя ситуация из-за проникновения виртуального мира в наш.
Где-то читал о таком эксперименте: человек, активный посетитель соцсетей, решил прожить один день так, как происходит в Facebook. Рано утром вышел из дома, подскочил к первому встречному и рассказал, что ел на завтрак. Потом поймал другого и рассказал ему обо всех планах на день. Затем встретил двух незнакомых людей, которые общались между собой, и, услышав лишь часть беседы, не понимая вообще, о чем они (беседуют — ред.), ввязался в разговор, высказал и одному, и второму, что думает "по этому поводу", и убежал. В общем, он закончил день в дурдоме…"
Это просто веселая история, но она, говорит Алексей Иванов, доказывает, что мы в виртуальном мире живем по другим законам. Темы переноса виртуального мира в реальный он лишь слегка коснулся в романе "Комьюнити": о чуме, которая распространяется через интернет, но попадает в наш мир. Но вздрагиваешь даже от этого "слегка".
Не надо становиться профессором, чтобы получать миллионы "лайков"
"Соцсети ведут не к эволюции общества, а к деградации. В обычном мире человеку, чтобы как-то подняться по лестнице в социуме, сделать карьеру, завоевать любовь второй половинки, надо эволюционировать, скажем, закончить школу, потом вуз, добиться прогресса на работе и так далее.
А в соцсетях вовсе не обязателен весь этот рост, там найдется сообщество, которое примет тебя таким, каков ты есть. В соцсетях, в массе своей, мир предельно простой – и ты в нем добьешься успеха без особого эволюционирования, в то время как в реальной жизни это сильно затруднит движение вверх.
Вот я тут сижу перед вами – и говорю. Видимо, чем-то заслужил право голоса, какие-то книги писал, участвовал в процессе создания фильмов. Вы меня оценили – и вам, кажется, интересно, что я говорю. В реальном мире, чтобы тебя слушали, ты должен это право заслужить. А в виртуальном мире право голоса дается всем автоматически – и на всю планету. Подобное для реального мира неприемлемо", — считает писатель.
Как отмечает Иванов, в виртуальном мире авторитетность достигается за счет набора "лайков". А ради "лайков" люди не будет добиваться успехов в карьере, писать сложные книги, делать глубокие научные исследования, ведь проще и быстрее ради большего числа подписчиков бросаться под колеса общественного транспорта, поджигать себя, пить и есть всякую отраву.
Другая проблема состоит в том, что в интернете можно высказываться анонимно. В итоге пропадает понятие ответственности за свои слова, не говоря уже об авторитетности субъекта.
"Соцсети – это анархия, которая уверенно "эволюционирует" к тоталитаризму, но уж точно не к демократии. Когда мы в реальном мире начинаем жить по законам виртуального мира, то создаем угрозу для традиционной культуры и общечеловеческих ценностей. Я считаю, что именно социальные сети теперь несут чуть ли не самую страшную угрозу для человечества, для его существования как такового. И, заметьте, все это вам говорит человек, который называет себя "либералом", — замечает, улыбнувшись, Алексей Иванов.