Рынок труда Латвии: мало званых, много изгнанных

Минувшая неделя прошла в Латвии под девизом "Время разбрасывать камни, время собирать камни, брошенные в чужой огород"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Один оператор мобильной связи объявил социальную акцию "Латвия работает" и призвал под свои знамена других работодателей. Суть инициативы — скинуться кто сколько может и предложить в честь 100-летия страны тысячу рабочих мест тем латвийцам, кто мечтает вернуться на родину с чужбины.

Ну да, ну да. Хорошее, архиважное дело. Но разве же это камни? Так, камушки, речная галька, щебень под асфальт глобализации. Вот, помнится, четверть века тому назад в Латвии разбрасывали не камни, а булыжники (орудие пролетариата). Дробили глыбы. На одном только ВЭФе трудилось порядка 20 тысяч человек. "Альфа", "Вагонка", "Радиотехника", РАФ, да что толку продолжать этот мартиролог.

Латвийская железная дорога уволила тысячу человек
Ну ладно. Зато мы самые зеленые и технически продвинутые. Человек сто обещают устроить телеоператоры, 250 понадобятся в строящемся торговом центре "Ориго". Розничная торговля и мобильная связь — кузница латвийского ВВП. Есть еще строительство, но боюсь оно вредно для латышскости — там уже все места застолбили украинцы и посланцы Средней Азии. А вот еще — 250 человек ждут не дождутся в аэропорту Рига. Не надо только по этому поводу язвить. Не улетать ждут, а работать.

Одновременно начальник самого в свое время большого работодателя страны — Латвийской железной дороги — признался в передаче "Утренняя панорама" на LTV, что за последние годы количество работников у них уменьшилось примерно на тысячу, в том числе 300 человек уволились в прошлом году.

И это глубоко символично. Чем меньше перевозят угля, нефтепродуктов, зерна и прочих транзитных грузов через наши "железку" и порты, тем больше требуется персонала в аэропорту — пассажиропоток обратно пропорционален грузообороту. И когда-нибудь именно работник воздушных ворот Риги станет последним, кто выключит за собой в аэропорту свет.

Плявиньш: посадить медика за руль "скорой" - жест отчаяния
Транспорт — один из главных индикаторов демографических процессов. Недавно приходилось писать о том, что в латвийской глубинке уже вводят общественный транспорт по предварительной записи, чтобы не гонять автобусы порожняком. Прошлая неделя выдала новое "ноу-хау" — уже из транспортно-медицинской сферы. С 1 июля Служба неотложной медицинской помощи будет проводить эксперимент — вместо шофера за руль "скорой" усадят умеющего водить машину медика. Таким образом бригада "скорой" будет состоять не из трех, а из двух человек.

Хороший почин, здравая идея. Вспомните, ведь в экипажах боевых машин всегда были совмещенные должности — стрелок-радист, механик-водитель. Скептики опасаются, что без опыта управление громоздкой машиной в экстремальных условиях опасно для жизни других участников дорожного движения. Ну эти опасения смехотворны — ну наедет такой летчик-испытатель на пешехода, так сразу же и окажет ему медицинскую помощь. Так что слово "скорая" обретает здесь новый смысл. Помнится, еще Нацобъединение настаивало на том, чтобы в бригаде неотложки присутствовал и переводчик для тех пациентов, кто недостаточно знает латышский язык, чтобы объяснить, что у него болит. Ура! Даешь 500 вакансий на должность фельдшера-шофера-переводчика!

А пока о потерях личного состава продолжает рапортовать банковская сфера несостоявшейся "второй Швейцарии". Банк ABLV за два месяца уволил 300 человек. Конечно, это окажет небольшое влияние на экономику Латвии, успокаивают в правительстве. И перед глазами, нет, не "мальчики кровавые". Перед глазами стоят эти труженицы финансового сектора. Ну представьте, женщины уже не девичьего возраста, с детьми и внуками, со стабильной неплохо оплачиваемой работой и уверенностью в завтрашнем дне. И вдруг все рушится в одночасье. С перспективой срочно ехать зарабатывать себе на пенсию на чужбину. Не знаю. Если есть карма, то за эти поломанные судьбы она уже ждет — не дождется наших человеколюбивых чиновников где-то за углом. Плюс не забудьте принять во внимание для кармического учета бывших сотрудников "Крайбанка" и "Траста комерцбанка".

Но разве пострадал только банк и его работники? Знают ли в Минфине и Минэкономики, сколько транзитных и экспедиторских фирм из России и СНГ имели дело с ABLV, финансируя здесь повседневные рутинные операции. И у которых в банке зависли по полмиллиона, по миллиону? Вы точно уверены, что они вернутся, а не проклянут Латвию со всеми ее потрохами? Ах вы по этому поводу и не печалитесь?

Лембергс о счетах нерезидентов: чиновники не понимают, что делают
Мэр Вентспилса Айварс Лембергс на очередной пресс-конференции признал: из-за того, что из латвийских банков вычищают нерезидентов, город у моря потерял два крупных инвестиционных проекта, которые дали бы порядка 200 рабочих мест и 20 млн инвестиций. Практически согласован был проект переработки отходов нефтепродуктов с казахами, но они сказали, что ситуация в Латвии непредсказуемая и рисковать они нет хотят. Украинский инвестор собирался производить в Вентспилсе корм для собак. Лембергс уверен, что этому инвестору просто не открыли счет в латвийском банке. Но ведь он легко сможет сделать это в Литве, Польше, Финляндии.

Нельзя, кстати, не упомянуть недавно пришедшего на рынок труда Латвии игрока — компанию азартных онлайн-игр Evolution Gaming, которая амбициозно собирается стать ведущим работодателем в Латвии и уже в этом году хочет принять на работу более 1,5 тысячи человек.

На начало года здесь уже работают более трех тысяч жителей Латвии, в подавляющем большинстве молодежь, которая благодаря этой работе может оставаться на родине и учиться в родных вузах. Однако руководство компании вынуждено было задуматься о переносе бизнеса в другую страну. Причина — по инициативе Национального объединения каждый игорный стол, демонстрируемый в режиме онлайн, у нас собираются обложить налогом. Хотя, по сути, продукт Evolution Gaming — чисто экспортный, игроки тут — исключительно из-за границы.

Ну и ладно. Зато теперь у нас "Латвия работает"! Скинемся, господа работодатели, кто сколько может!