Скользкая тема: секс и СССР

Отношение к человеческим инстинктам, морали и табу в советское время, "латвийская Камасутра" и фестивальные дети - всему этому и многому другому посвящен документальный фильма "Двойная жизнь. Секс и СССР"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 18 мая — Sputnik, Симона Алексеева. На экраны Риги вышел документальный фильм "Двойная жизнь. Секс и СССР", созданный совместными усилиями Латвии, Франции и Украины.

Картина прослеживает пикантную тему на всем протяжении существования советского государства — с революции 1917 года до развала СССР.

"Пытаться подавить человеческие инстинкты на протяжении семидесяти лет существования советского государства — такая же безнадежная затея, как и повернуть реки вспять", — к такому заключению пришли создатели фильма из киностудии Deviņi.

Доскональное изучение архивов растянуло процесс работы на долгие девять лет. Съемки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Новокузнецке, Киеве, Харькове, Лондоне, Париже и Риге.

Режиссер и сценарист фильма Инара Колмане получила широкую известность после выхода документального фильма "Мой муж Андрей Сахаров" (2006 г.) о Елене Боннер.

"В "Двойной жизни" я рассказываю о своем поколении, — поясняет режиссер идею своего фильма. — Мне хотелось заглянуть в жизнь того времени обычных людей и рассказать о том, о чем я не успела тогда спросить".

Культ здорового образа жизни и спорта – примета советского прошлого

Табу и глоток свободы

История существования двойной морали и табу разворачивается на фоне правления партийных лидеров – от Ленина до Горбачева.

Как правило, в советские времена эротика подменялась спортом – искусство увековечивало образы атлеток и женщин с веслом, активный образ жизни служил единственным оправданием украшающих парки и скверы подтянутых тел, минимально прикрытых одеждой.

Только спортивный образ жизни подразумевал частично оголенные тела

Любопытно, что, по мнению авторов фильма, сильнее всего гайки закрутили во времена хрущевской оттепели – именно тогда появились картотеки, которые заводили на представителей нетрадиционной ориентации и проституток.

Впрочем, именно в хрущевские времена в 1957 году в Москве грянул главный глоток свободы — Международный фестиваль молодежи и студентов, развенчавший имидж целомудренных комсомолок. Интернациональные парочки предавались утехам чуть ли не в парках. Спустя девять месяцев родилось поколение советских мулатов и метисов, которое так и назвали – фестивальные дети.

Ну а настоящая демократия настала только во времена Горбачева – обложку американского журнала Playboy впервые украсила советская актриса Наталья Негода, звезда сломившего все табу фильма "Маленькая Вера".

Наталья Негода стала первой советской актрисой, украсившей обложку Playboy

Герои фильма

Вопросы вызывает выбор экспертов – своими воспоминаниями и соображениями о притеснениях прошлого с экрана делятся никому не известные персонажи: бухгалтер на пенсии, сотрудник туристического агентства, швея, музыкант… Это – сознательный выбор создательницы фильма.

"Я не хотела снимать знаменитостей", — сказала Инара Колмане.

Исключениями стали две медийные персоны – пионер латвийской эротической прессы Рита Ласмане (в свое время — главный редактор журнала Princese) и политтехнолог и издатель Юргис Лиепниекс, драматическая история карьеры отца которого иллюстрирует суровость советских нравов. Папа, в то время главный редактор журнала Liesma, лишился должности из-за связи с любовницей.

Создатели фильма намеревались привлечь и "тяжелую артиллерию" – звезду скандального фильма "Маленькая Вера" Наталью Негоду и французскую актрису Марину Влади, исправно снабжавшую во времена дефицита советских коллег по цеху презервативами, противозачаточными таблетками и изящным нижним бельем.

Наталья Негода дала согласие, но отказалась от съемок в фильме в последний момент, а Марина Влади уехала спасаться от аномальной летней жары в Париже к морю – к сожалению, в итоге графики режиссера и легенды так и не сошлись.

От лица науки в фильме вещает российский сексолог, психотерапевт и общественный деятель Лев Щеглов.

Смелое искусство на запретную тему представлено черно-белыми фотографиями россиянина Николая Бахарева – советские пары позировали ему в квартирах и на пикниках, в кроватях и на пляжах. Для съемок эпизодов про Бахарева съемочная группа отправилась в его родной Новокузнецк, но самого убеленного сединами фотографа "поймали" в Лондоне.

Фотографии Николая Бахарева – верх смелости по советским временам

В фильме использованы архивные материалы – от советской кинохроники и карикатур из журнала "Крокодил" 20-х гг. до малоизвестных эротических рисунков советского режиссера Сергея Эйзенштейна и тайных дневников латышского гомосексуала, обнаруженных на чердаке жильцом частного дома.

Карикатура из журнала "Крокодил"

"Латвийская Камасутра" и ветер перемен

Эффект разорвавшейся бомбы на заре 80-х произвела книга сексопатолога Яниса Залитиса "Во имя любви", выпущенная тиражом 99 тысяч экземпляров.

Работники ЗАГСов некоторое время вручали богато иллюстрированное издание в качестве подарков новобрачным, но вскоре партийные функционеры распорядились его уничтожить – "латвийскую Камасутру" вывезли под Огре и сожгли.

Не меньший фурор вызвал выход легендарного номера журнала "Зилите" в 1989 году с комиксом Мариса Путниньша "У нас будет ребенок", в котором детям наглядно объяснялось, что их вовсе не нашли в капусте.

Выпуск этого журнала в уже пропитанном свободой воздухе — своего рода символ падения "железного занавеса" в Латвии – спустя год республика уже провозгласила независимость от СССР.

Создатели сознательно не стали затрагивать в фильме военные времена и эпоху хиппи. Инаре Колмане не хотелось погружаться в тематику насилия, ну а "дети цветов" в СССР появились позже, чем в других европейских странах, и ничем особенно не отличались от зарубежных.

Для зрителей постарше это исследование эпохи станет катализатором воспоминаний об отсутствии противозачаточных средств, нелегальных абортах и ухищрениях по созданию хоть немного сексуального белья в домашних условиях. Для тех, кто помоложе, – экскурсом в недавнюю историю.

В чем же злободневность этого кино?

"Сегодня в Латвии настали времена нездорового пуританства, — считает режиссер. — Этот фильм не только попытка осмыслить наше прошлое, но и подумать о настоящем, а также о том, что мы не договариваем своим детям. Надеюсь, кино получилось не слишком дидактичным".