РИГА, 18 мая — Sputnik. Американский лидер Дональд Трамп в ходе встречи с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом определил основной ориентир НАТО на будущее, сообщает РИА Новости.
Трамп подчеркнул, что НАТО все еще пока ждет, когда 20 из 29 стран альянса соизволят повысить оборонные расходы до 2% ВВП, но в итоге желательно, чтобы расходы на оборону каждой из стран НАТО составляли 4% ВВП.
"Надо сделать больше работы — мы еще ждем, когда 20 стран повысят оборонные расходы до 2%. Но 2% — это очень мало, вообще-то это должно быть 4%", — сказал Трамп, которого Столтенберг не забыл поблагодарить за то, что США обеспечивают львиную долю бюджета НАТО.
Стоит отметить, что военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70% от общемирового объема.
Мы приглашаем США
В начале апреля 2018 года в Вашингтоне лидеры стран Балтии и США подписали декларацию, предусматривающую, что Америка обязуется продолжать периодическое развертывание сил на их территориях в рамках политики сдерживания и содействия усилению обороноспособности Эстонии, Латвии и Литвы. Страны также подтвердили свою твердую приверженность статье 5-й устава НАТО, которая предусматривает принцип коллективной обороны.
А министр иностранных дел Эстонии Свен Миксер поддержал требования США, чтобы все члены НАТО как можно быстрее начали тратить на оборону не менее 2% ВВП.
Догнать и перегнать
Ранее министр обороны Раймондс Бергманис заявлял, что предусмотренные бюджетом Латвии расходы на оборону в размере 2% от объемов ВВП не предел, и если Латвия хочет развиваться в ногу с современными технологиями и знаниями, то ей нужно будет вложить в эту сферу еще больше.
В России критически воспринимают увеличение бюджета НАТО. Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко ранее заявлял, что если все страны НАТО выполнят критерий об отчислениях в бюджет организации 2% ВВП, то совокупные расходы Европы достигнут примерно 400 миллиардов, и эти запредельные деньги могут пойти на борьбу с так называемым большим противником, а не с терроризмом. Грушко подчеркивал, что вся активность Североатлантического альянса на восточном фланге направлена на создание плацдарма для проекции силы в направлении России.