РИГА, 10 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. Сколько стоил День Победы в Риге, кто на этом празднике заработал, а кто устроил его с убытком для себя? Какие были происшествия и насколько они характеризуют мероприятие?
День цветочника
Первое, что 9 мая замечаешь, когда идешь по пути к памятнику Освободителям Риги, — это привычное множество полицейских в зеленых жилетах и обилие цветочных торговцев.
Не зря в латышской среде День Победы называют "днем цветочника". Считайте сами, каждый пришедший к памятнику покупает хотя бы десять цветов, а всего к памятнику приходит не менее 100 тысяч человек.
На пути от моста до памятника удалось насчитать около 40 лотков с цветами, причем большая часть из них расположилась между улицей Слокас, по которой едут трамваи в Иманту, и парком Победы.
Нарциссы и тюльпаны стоили от 10 до 30 центов. Традиционные для 9 Мая красные гвоздики продавали по 70-80 центов. Толкучка у лотков с цветами была нешуточная. Лучше всего торговля шла у продавцов с георгиевскими ленточками, поздравляющих покупателей. Оно и понятно, хочешь заработать — сделай клиенту приятно.
Мнимая опасность
Как всегда, перед 9 Мая в латышской прессе и социальных сетях идут разговоры об "ордах варваров, которые пьют водку и закусывают воблой прямо у памятника, а потом устраивают дикие пляски". Противники праздника с радостью публикуют новости о задержании дебоширов и об оставленном празднующими мусоре.
Пьянство, мелкое хулиганство и неподчинение полиции — этим на празднике отличились 30 человек. Если сравнить это число с общим числом пришедших, которых, по оценкам полиции, было более 150 тысяч, то легко подсчитать, что один дебошир приходился на 5 тысяч трезвых, приличных людей. Полагаю, что далеко не каждый латвийский государственный праздник может похвастаться таким соотношением.
В этом году особое опасение блогеров вызывало мертвое дерево у входа в парк. Художники вырезали на нем латышские народные символы — аусеклитис (обозначающий рассветную звезду и победу сил света над силами тьмы) и юмис (символ плодородия).
Блогеры, не понимая, что же изображено на дереве, боялись, что празднующие могут осквернить его, написав ругательства, или вообще сожгут. Но ни аусеклитис, ни юмис не похожи на угунскрустс, воспринимаемый многими как ненавистная свастика. Дерево никто не тронул, более того, на его фоне родители с удовольствием фотографировали своих детей.
Что насчет провокаций
Но не обошлось и без провокаций. Около 10 утра в трех местах парка возникли одиночные пикеты. Пикетчики держали плакат на латышском языке с цитатой, ошибочно приписываемой Карлу Марксу. В переводе фраза звучала так: "Не знать язык государства проживания может только гость, идиот или оккупант, который насаждает свой язык".
Такие плакаты уже были и на "Марше рассерженных родителей", и на первомайской демонстрации, причем на демонстрации 1 Мая плакат разломали, а пикетчика увели.
Гневные посты были посвящены тому, что "задержали без оснований, закон о языке нарушен, поскольку задержание происходило по-русски, полиция жалобы игнорировала. Кому принадлежит власть закона? Стыд полиции, безвольной и преклоняющейся царю Ушакову".
Стоит отметить, что Баранник — известный юрист, и к таким провокациям подготовился, чего хочется пожелать и организаторам протестных шествий, ведь это очень мудро — всегда быть на шаг впереди противника.
Солдатская каша
Палаток, предлагающих шашлыки и другие закуски, в этом году было как никогда много, и цена на шашлыки была рекордно низкой по городу — порция стоила от 3,5 евро до 4. Зато вода стоила совершенно неприличных денег — маленькая бутылочка обходилась в 1-1,5 евро. Причем цена на лимонад и воду была одинаковой.
Зато ветеранам предлагались бесплатные закуски. И, конечно, все могли отведать солдатской каши, которую по традиции раздавали поисковики и реконструкторы из объединения "Орден".
По словам представителя объединения Константина Буглова, такую кашу, а также простую воду советские солдаты раздавали в освобожденных от фашистов городах. Тогда эта каша в буквальном смысле спасала жизни простых людей, умирающих от голода.