РИГА, 8 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. День памяти жертв – дата траурная и официальная, в отличии от народного и почти запретного Дня Победы. 8 мая на Братском кладбище можно увидеть все официальные лица, но самого латвийского народа на мероприятии нет. 9 мая ситуация обратная.
Традиция возложения венков 8 мая не сильно меняется год от года. Сначала иностранные послы и высшие государственные лица, а также представители Сейма, Рижской думы и общественных организаций под охраной спецслужб ждут начала церемонии. Потом идут через мемориал братского кладбища возложить венки погибшим латвийским войнам. В конце делегации уже много лет подряд идут латвийские ветераны с разных сторон фронта. И представители 130-го латвийского гвардейского корпуса, воевавшего за Советский Союз, и легионеры, и национальные партизаны.
Идею президента Валдиса Затлерса примирить их всех активно поддерживал и его преемник — президент Андрис Берзиньш. А вот у президента Раймондса Вейониса общение с советским ветеранами как-то не заладилось. В прошлом году советским ветеранам сказали неправильное время начала церемонии, и они опоздали на час. В этом году их просто не пригласили.
Позже, около 16.00, они как всегда встретятся с председателем Рижской думы, Нилом Ушаковым. Но на братское кладбище они придут только на следующий день.
На церемонии возложения цветов, единственный, кто произнес речь, был военный капеллан Нормунд Целминьш. Свою речь он начал с молитвы, после поставил вопрос: как правильно отмечать окончание войны, празднуя победу или поминая павших? И оставил этот вопрос без ответа. Но призвал помянуть всех, кто воевал по разные стороны фронта. Заметил, что эта трагедия коснулась всех, окончание войны отмечают от Москвы до Лос-Анджелеса. Напомнил о тех, кто воевал, и тех, кто погиб от репрессий. Закончил молитвой "Отче наш" на латышском языке. А потом, повторил все на английском.
Вспомнить всех
Это и есть официальная латвийская позиция. Ничего не говорить в этот день, отмечать окончание войны как траурную дату, как день, в который нужно вспомнить всех сынов латвийской земли, погибших во Второй мировой войне.
Вспомнить балтийских немцев, высланных с родины "на историческую родину" в 1939 году согласно договору Мунтерса-Рибентропа. На самом деле их выслали на оккупированные гитлеровцами территории Польши и Чехословакии, где многие из них погибли, когда война пошла в другую сторону.
Вспомнить евреев Латвии, уничтоженных местными пособниками гитлеровцев. Евреев, которых было несколько сотен тысяч, а осталось после войны 40 человек.
Вспомнить латышей из Красной рабочей гвардии, которые мужественно сражались, защищая свою страну от гитлеровских захватчиков, и гибли десятками тысяч.
Вспомнить и латышей, насильно призванных в латышский легион СС, которые против воли воевали в составе армии, которая установила на территории Латвии свои порядки. Порядки, при которых латыши считались гражданами второго сорта.
Вспомнить тех, кому заморочила голову нацистская пропаганда, и кто воевал против своих же, устраивая карательные операции не только в своей стране, но и за ее пределами.
Вспомнить, что и латыши, и русские латвийцы воевали вместе и в рядах Красной Армии, и в рядах легиона. Вспомнить, что после кровавой мясорубки Второй мировой войны Латвия опустела на четверть. Это очень много. Конечно, в соседней Беларуси каждый третий не пережил Второй мировой войны, а в целом по СССР людские потери составили 27 миллионов человек, как говорили историки раньше, и 42 миллиона человек, как говорят сейчас. Но латвийская специфика в том, что здесь люди воевали по разные стороны фронта. И образ врага, передаваемый из поколения в поколение, равно как и образ героического предка не объединяет, а разъединяет страну.