Президент Франции Эммануэль Макрон находится с государственным визитом в США; его кульминацией станет намеченное на 25 апреля выступление в Конгрессе. Макрон собирается говорить в Вашингтоне от имени не только Франции, но и всей Европы. В ближайшее время евроатлантические лидеры намерены выработать общую позицию по ключевым международным кризисам и конфликтам — Ирану, Северной Корее, Сирии, Украине и отношениям с Россией.
Как реагировать России
Пространство для маневра у Москвы есть. Дело в том, что мы имеем минимум три западные позиции.
Во-первых, позицию американских "ястребов", поддерживаемых англичанами, которые пытаются максимально обострить отношения России и Запада, сделать невозможными любые переговоры и любые компромиссы, перевести их в режим жесткой конфронтации, на грани военного столкновения, и на этой основе усиливать политическое давление, рвать экономические связи, проводить финансовые диверсии – чтобы попытаться все-таки сломать Россию.
Пока что Россия спокойно относится к этим попыткам. В Москве прекрасно понимают, что в первую очередь хуже будет Трампу и стоящему за ним американскому промышленному лобби, пытающемуся оттеснить от власти банковский капитал и его политическое представительство в лице "ястребов".
В-третьих, есть позиция Макрона, который хочет быть и "таким, как Путин", и "таким, как Трамп", и "сделать Францию вновь великой". В общем, войти в историю не "микроном", а Наполеоном.
Это возможно только за счет Германии, играющей в ЕС первую скрипку благодаря своей экономической мощи. Переиграть Германию на финансово-экономическом фронте Макрон не может. Следовательно, он делает ставку на политические аргументы.
И что будет делать Германия
Германия заинтересована в тесном экономическом сотрудничестве с Россией. Для Франции это менее важно, но и ссориться с Москвой нельзя. Поэтому, с одной стороны, Макрон поддерживает разного рода антироссийские провокации США и Британии, а с другой стороны, заявляет о готовности к конструктивному диалогу с Путиным. Задача заключается в том, чтобы вначале силами коллективного Запада принудить Германию к разрыву экономических связей с Россией, минимизировав вес Меркель. А затем выступить в качестве посредника ("честного маклера"), предлагающего выгодный Западу компромисс.
Госпожа Меркель намерена окончательно закрепить доминирование Германии в Европе и уравновесить американское влияние экономическим сотрудничеством с Россией. При этом она не собирается бросаться в объятия Москвы. Уравновешивать российское влияние должен перешедший в полную германскую собственность ЕС (в НАТО пока сохранится доминирование США).
Эту позицию можно было бы назвать реалистичной. На данном этапе она устроила бы и Москву. Но она коренным образом расходится с интересами союзников Берлина. Причем, если в случае Макрона еще можно говорить о личных амбициях, которые во многом противоречат объективным экономическим интересам Франции, то Вашингтон и Лондон не готовы ни на какие уступки (кроме косметических), поскольку речь идет о системе их глобального доминирования, которая обеспечивает и доходы элиты, и внутриполитическую стабильность этих стран.
Все эти внутризападные противоречия создают России возможность для тактического маневра и постепенного изменения международной ситуации в свою пользу.