РИГА, 19 апр — Sputnik. Как показал опрос Sputnik.Мнения, большинство европейцев и американцев считают, что Google и Facebook манипулируют информацией в угоду политическим целям. Подобную возможность допустило и большинство опрошенных Sputnik Латвия экспертов.
Большинство респондентов в Германии (68%), Италии и США (по 60%), Франции (57%) и Великобритании (54%) заявили, что Google и Facebook используют алгоритмы для манипулирования информацией в пользу той или иной политической точки зрения. В беспристрастности корпораций уверены 11% опрошенных французов и немцев, 13% жителей Британии, 15% итальянцев и 16% американцев.
При этом во всех странах люди с высшим образованием чаще остальных придерживаются мнения о предвзятости и необъективности Google и Facebook. Во Франции это 71% опрошенных с высшим образованием против 44% среди недипломированных специалистов и 56% среди бакалавров; в Германии — 76% респондентов с высшим образованием против 66% среди тех, у кого среднее образование и 57% с начальным образованием; в Италии — 64% против 59% и 49%; в Великобритании — 69% против 49% и 39%; в США — 74% против 51% и 53%.
Опрос для проекта Sputnik.Мнения с 22 по 27 марта 2018 года провела IFop — старейшая во Франции компания, занимающаяся исследованиями общественного мнения. В опросе участвовали 5029 респондентов старше 18 лет. Выборка представляет население по полу, возрасту, географии. Максимальная ошибка в целом по стране составляет 3,1% при доверительной вероятности 95%.
Алексеев: Facebook властвует умами
Facebook, безусловно, использует инструменты для манипулирования информацией, заявил Sputnik известный латвийский журналист, главный редактор портала Imhoclub.lv Юрий Алексеев.
"Я полностью согласен с большинством жителей названных стран. Думаю, что они тоже, как и я, заметили подобные действия. Ведь Facebook сейчас превратилась в активную политическую силу, соцсеть является властителем умов, чем и пользуется в полной мере. У нее есть возможность предоставлять в ленту каждому читателю строго определенный контент, и в этом смысле она может модерировать информационное поле почти для всего мира", – отметил эксперт.
По словам Алексеева, его собственный опыт активности в Facebook явно свидетельствует об ангажированности компании.
"Могу сказать, что группа, которая занимается модерированием постов пользователей Facebook, является очень пристрастной. Я популярный и яркий публицист, имеющий несколько тысяч подписчиков, а также почти 5 тысяч френдов, однако примерно треть своего фейсбучного времени я провожу в бане за публикацию мнений, сильно расходящихся с мейнстримом", – пояснил журналист.
Он рассказал, что с начала года уже был забанен дважды на 30 дней.
По словам журналиста, его профиль также блокировали за посты пятилетней давности, за слово "хохол", написанное в контексте, что автор "и сам на четверть хохол". Таким образом определенным публицистам администрация Facebook пытается затыкать рот любыми способами, считает Алексеев.
"В то же время со стороны украинской стороны в соцсети процветает животная, биологическая русофобия, и что это, как не манипуляция информацией", – подчеркивает журналист.
По его мнению, в Google подобные явления распространены меньше.
"Google – это поисковик, и люди могут воспользоваться разными поисковиками, например, "Яндексом", поэтому Google ведет себя более или менее пристойно и не перегибает палку, — заявил Алексеев. — К сожалению, сейчас общество упрощается, а способность анализировать информацию сильно снижается. Думаю, что она будет снижаться и дальше, что, естественно, приведет к большим возможностям для манипуляции".
Гапоненко: Google не чурается манипуляций
В свою очередь, общественный активист Александр Гапоненко считает, что Google манипулирует информацией в угоду определенным группам.
"Google дает во время поиска те статьи, которые явно выгодны некоторым заказчикам. Периодически я пишу научные статьи и пытаюсь найти ссылки на конкретных авторов, которых я точно знаю, что они компетентны в этом вопросе, — рассказал он Sputnik. — При поиске в Google я нахожу их где-то на пятисотом месте, а на первом месте появляются статьи, не имеющие никакого значения, — это пустой информационный шум, направленный на дезориентацию людей".
По его убеждению, то же происходит и при поиске политической информации.
"Сверху появляются третьестепенные материалы, а найти содержательную статью очень сложно, что является явной манипуляцией поведением пользователя", — указал Гапоненко.
Подобные действия происходят и в Facebook, отметил активист.
"В последнее время я заметил, что мои публикации в Facebook не доходят до моих друзей. Только примерно пятая часть из них видит, что я опубликовал, поэтому мне приходится делать пять-шесть однотипных публикаций, чтобы мои друзья прочитали, что я написал. Однако когда даешь платную рекламу, то картина становится совершенно иной — публикации начинают видеть", — заявил Гапоненко.
В то же время, по его мнению, кроме явной коммерческой заинтересованности Facebook, прослеживается и политическая.
"Я вижу, что, например, публикации Русского союза Латвии до меня не все доходят, хотя у меня отмечен их приоритет в показе. Да и недавний приезд в Латвию представителей Facebook, по приглашению БПБК, дает основания предположить, что в грядущей предвыборной кампании будут происходить подтасовки, когда публикации правящих партий будут показываться чаще, а оппозиционных партий, наоборот, убираться", – считает он.
Гапоненко отметил, что не удивлен результатами опроса.
"Видимо, с подобным сталкиваются многие люди, не только в Латвии, но и в других странах, где Facebook, Google и другие платформы являются популярными. Они тоже видят, что их публикации не доходят до друзей, либо совершенно не могут найти нужную им информацию. Многие пользователи — люди с высшим образованием, большинство из которых способны понимать результаты своих действий. Они это видят, отсюда и такие данные опроса", — убежден Гапоненко.
Он считает, что как Google, так и Facebook были специально созданы как проекты по манипуляции общественным мнением и поведением людей на глобальном уровне. Поэтому единственная возможность противостояния — это наличие альтернативы, открытие аккаунта во многих соцсетях.
"У меня около 25 профилей, и когда я делаю публикацию в Facebook, она дублируется в Twitter, LiveJournal и многих других. Да, это требует больших усилий, на что многие люди не пойдут, они же не сидят постоянно в соцсетях, но других вариантов я не вижу", — заключил Гапоненко.
Прокопенко: возможности для манипуляций есть
IT-специалист Дмитрий Прокопенко допустил, что компании могут манипулировать информацией, но был осторожен в оценках.
"Естественно, чисто технически у Facebook и Google имеются все возможности для подобных действий, однако, чтобы точно утверждать, что они на самом деле так делают, нужно их поймать за руку. А пока не пойман — не вор", — сказал Sputnik эксперт.
По его мнению, Facebook в данной ситуации действует тоньше.
"Они пытаются работать по принципу самомодерирующегося сообщества, которое само себя контролирует. Но люди, которые отвечают за модерацию, имеют свои определенные политические взгляды. В этом случае администрация Facebook может выбирать, люди каких взглядов будут модерировать контент, и таким образом иметь возможность осуществлять влияние", — пояснил Прокопенко.
По его мнению, примерно так же работает и Google, который, как напомнил специалист, сам утверждал, что будет понижать в поисковых выдачах информацию компании Russia Today.
"Facebook и Google попали в волну недоверия, как и другие западные мейнстримные СМИ, что в каком-то смысле может свидетельствовать и о кризисе западной цивилизации. Людям необходимо включать критическое мышление. Основная беда многих людей, что они считают свою точку зрения единственно правильной. Они не воспринимают, что кто-то может думать по-другому, поэтому надо стараться ознакомиться и с другим мнением и на основании всех источников строить картину мира", — заключил Прокопенко.
Чаловский: манипуляций нет
В свою очередь, специалист по защите данных Денис Чаловский считает, что со стороны Facebook никаких манипуляций нет.
"Я думаю, что сама компания непосредственно манипулированием не занимается. Однако этим занимаются те, кто использует соцсеть, как показал пример с компанией Cambridge Analytica. Примерно то же говорил и глава Facebook Марк Цукерберг, и я склонен ему доверять в этом вопросе", — сказал Sputnik Чаловский.
Говоря же о гипотетической возможности манипуляций, Чаловский отметил, что подобный вопрос задавали Цукербергу на слушаниях в конгрессе, когда речь шла о рекламе консервативных партий.
"Цукерберг ответил, что таких алгоритмов у Facebook нет. Есть модераторы, блокирующие определенный контент, который не соответствует нормам компании, но это никак не относится к политике. И, насколько я с этим сталкивался, мне кажется, что так оно и есть, у меня нет оснований ему не верить", – сказал Чаловский.