РИГА, 13 апр — Sputnik. Те, кто считал Евросоюз вечной дойной коровой, ошибаются. После 2020 года бюджет ЕС сократится, и для Латвии "пирушка" закончится. Пора оценить, эффективно ли потрачены уже полученные средства, и в каком направлении двигаться дальше, считает депутат Европарламента Кришьянис Кариньш, передает Baltic Course.
"Увеличения бюджета ЕС не будет. Мы это можем поддержать, но не мы принимаем решения, так как являемся получателями денег. Наша цель — стать донорами и освободиться от представления, будто нам что-то полагается", — заявил Кариньш.
По его мнению, пришло время оценить, эффективно ли были потрачены уже выделенные ЕС деньги, или они были растранжирены. "Я считаю, что деньги не были использованы как следует", — сказал евродепутат от Латвии, пояснив, что годами шли драки за мелкие проекты, при этом в Латвии, например, даже не построены приличные дороги.
"Те, кто считал ЕС вечной дойной коровой, ошибаются. Если смотреть на многолетний бюджет ЕС, страны-доноры и их политики утверждают, что деньги ЕС не расходуются целесообразно, они растранжириваются на всевозможные проекты сплочения, например, поездки по обмену в Танзанию, чтобы выяснить, как устроены там системы водоснабжения. Простите, но это приятная прогулка на деньги немецких налогоплательщиков", — заявил Кариньш.
Направить деньги на науку и развитие
Из-за предстоящего сокращения бюджета в ЕС есть желание сократить средства на сплочение и направить их на науку и развитие, пояснил Кариньш. По его словам, Латвии и всей Балтии в этом случае рассчитывать на поток денег не приходится, поскольку в стране нет таких крупных вузов, как в Германии, Франции и других богатых странах.
"Мы слишком раздроблены, в Латвии около 40 вузов, а на Западе инфраструктура и наука сконцентрированы. Наши ученые как индивиды принимают участие в проектах за границей, но мы не можем привлечь эти деньги сюда, потому что сражаемся друг с другом — каждый хочет свой институт, считает объединение невозможным и не хочет терять работу", — пояснил евродепутат.
"Нам нужно проснуться и понять, что пирушка заканчивается. Если мы сами не приведем в порядок свое мышление, мы не станем богаче. Если наша главная инвестиция — это европейские деньги, то надо понять, что больше их просто не станет. Я не считаю, что все плохо, но после 2020 года те, кто привык как сыр в масле кататься, должны рассчитывать, что так больше не будет", — сказал Кариньш.
По его словам, Европа и мир движутся к тому, что единственный способ реально зарабатывать деньги и конкурировать с Китаем — это ум. "Потенциальное преимущество Европы — это намного более образованная рабочая сила, с ней мы можем быстрее развиваться инновационно", — считает евродепутат.
Чтобы добиться продолжения притока денег из фондов в ЕС в Латвию, по словам Кариньша, нужно сократить количество институтов до пяти или десяти, которые способны участвовать и побеждать в европейской конкуренции за эти деньги.
"Нужно объединять учебные заведения и понять, что не объединять их для нас смерти подобно. Германия и Франция поняли серьезность ситуации — происходит европейская конкуренция с США и Китаем, поэтому нужно прекратить разбазаривать деньги и тратить их там, где есть будущее, — на науку, исследования и развитие", — подчеркнул Кариньш.
На то, чтобы объединить раздробленную научную инфраструктуру, у Латвии есть примерно два года, считает евродепутат.
"Мы годами допускаем в нашем финансовом секторе "полоскание" денег с России и Востока, а в сфере науки, которая единственная имеет будущее, мы ничего не делаем. У нас есть ученые и профессора мирового уровня, но нет университета как структуры, которая способна конкурировать. Мы боремся за средства, каждый тянет одеяло на себя, а система в целом не рассматривается. Если мы не приведем в порядок систему, выиграют отдельные ее представители, но не государство", — считает Кариньш.
Фермеры на вертолетах вовсе не бедные
Один из ключевых вопросов, который волнует власти Латвии в свете сокращения бюджета ЕС, – это вопрос размера дотаций фермерам. Кариньш предупреждает, что фермеры всей Европы будут бороться за деньги из еврофондов.
"В случае Латвии вопрос в том, будет ли уменьшение или средств останется столько же. ЕС понял, что отдача и рост экономики от сельского хозяйства не такие, как от науки и развития", — заявил Кариньш.
При этом в Латвии рассказывают истории, что крестьяне бедные, но на самом деле есть и фермеры-мультимиллионеры — те самые успешные получатели денег из фондов ЕС, добавил Кариньш.
"Крестьянин, облетающий свои поля на частном вертолете, точно не бедняк. У нас сильные предприятия и очень сильные крестьянские хозяйства. Я не говорю, что правильно нам получать меньше денег, чем другим, но надо понять, что денег станет меньше в целом, поэтому борьба будет за то, чтобы у французов дотации уменьшились, а у нас нет, и это будет трудная борьба", — считает евродепутат.
Балтия не может договориться на по Rail Baltica, ни по синхронизации
Страны Балтии не могут выступить единым фронтом перед Еврокомиссией в ряде проектов, что не способствует притоку денег из ЕС, считает Кариньш. Речь идет и о проекте синхронизации электросетей с Европой, и о строительстве трассы Rail Baltica.
"Деньги на синхронизацию электросетей стран Балтии предусмотрены, но здесь снова три страны не способны договориться между собой, как проводить эту синхронизацию. Еврокомиссия заказала исследование, и в нем обозначены несколько вариантов. В одном мы остаемся сами по себе, в другом синхронизируемся со Скандинавией, в третьем — через Польшу с Европой. Самый дешевый и быстрый вариант — через Польшу, но мы не можем договориться, проводить ли синхронизацию по имеющемуся соединению", — пояснил европарламентарий.
Он отметил, что в этом проекте у Польши и Литвы одни интересы, у Латвии и Эстонии — другие.
"Если стороны не смогут договориться, можно лишиться денег. Параллельно есть угроза, что Россия сама может сделать закрытую дугу без стран Балтии. Может получиться так, что Россия отключит нас раньше, чем мы успеем подключиться к Европе", — заявил Кариньш. Почему он считает, что существует такая угроза, он не пояснил. Проект синхронизации сетей Балтии с Европой координирует Евросоюз, и его представители неоднократно заявляли, что разрыв кольца БРЭЛЛ произойдет только тогда, когда для этого будут подготовлены все необходимые условия.
Мы добились того, что приоритетом ЕС стало соединение инфраструктуры стран Балтии с Европой, например, Rail Baltica — один из главных проектов всей Европы. Если мы этого не сделаем, на очереди многие другие. Также большие суммы вложены в соединение Курземской дуги с Эстонией и другие проекты.
Противоречивая ситуация сложилась и вокруг проекта железной дороги Rail Baltica, на которую ЕС выделяет финансирование. Кариньш отметил, что три страны Балтии не могут договориться, как разделить управление проектом, в итоге могут вообще лишиться денег из еврофондов на строительство трассы. "Сейчас идет конфликт между тремя балтийскими железнодорожными предприятиями. К сожалению, возникает сильное впечатление, что в соседних странах происходит то же самое — частичное разбазаривание закупок", — подчеркнул Кариньш.
Он отметил, что в Европе такие проекты работают только в том случае, если в них участвует больше одной страны, то есть деньги выделяются региону.
"В странах Балтии проблема в том, что есть силы, работающие против нашей интеграции в ЕС и желающие оставить нас в роли отсталого региона, зависимого от России. У меня есть подозрения, что эти силы связаны со структурами, которые умеют хорошо распоряжаться деньгами налогоплательщиков. Это те же силы, которые сейчас в лице министерств сообщения Литвы и Эстонии косвенно тормозят развитие этих проектов, заявляя, что проекты и ответственность нужно поделить, а это невозможно. В Латвии тоже есть политические силы, которые не хотят допустить последнего этапа интеграции с Европой. Пока мы сами с собой не можем разобраться, ситуация в Европе меняется, и в этом есть угроза", — заключил Кариньш.