РИГА, 12 апр — Sputnik, Евгений Лешковский. О Вентспилсском международном радиоастрономическом центре – чуть ли не единственном большом НИИ современной Латвии, который появился в 1997 году при Вентспилсской высшей школе, в основном все узнали несколько лет назад – благодаря спутнику Venta-1. Его собрали студенты под руководством ученых и запустили из Индии в космос. Сейчас в планах сделать еще пару спутников.
Эта информация стала новостью, как говорится, "для широких масс", а ученые о вентспилсском НИИ знали давно – и сотрудничали. Вернее, вначале западные и восточные коллеги стали налаживать сотрудничество с Латвийской академией наук — ей достался в наследство от советской армии бывший совершенно секретный объект "Звездочка" у берега Балтийского моря, где работали три радиотелескопа. Самый мощный из них — RT-32 ("тарелка" 32 метра в диаметре!), как и два других, работал на космическую программу СССР.
Тайна вентспилсского леса
Историю "Звездочки" ко Дню космонавтики рассказал корреспондентам Sputnik Латвия руководитель вентспилсского НИИ профессор Валдис Авотиньш. Подробно на сайте о "Звездочке" уже писали. Но, как говорится, есть повод немного напомнить.
Городок "Звездочка", а точнее – "Вентспилс-8", стали строить в конце 1960-х, а к началу 1970-х вокруг – от мыса Колка до самого Вентспилса – фактически не осталось поселков. Жителей приморских рыбацких хуторов расселили по другим районам Курземе, а территорию вокруг поселка Ирбене сделали совершенно закрытой: даже не всех пограничников пускали патрулировать береговую зону в окрестностях "Звездочки".
Дальше – к центру республики – о существовании объекта не знали ни латвийские ученые, ни военные, ни даже прибалтийское руководство. Всю работу "Звездочки" курировали непосредственно из Москвы. И людей (от ученых до уборщиц!) в городок, на радиотелескопы направляли непосредственно из столицы СССР.
Что именно ловил RT–32 – один из пяти самых мощных радиотелескопов мира, первый в североевропейском регионе, а также две "тарелки" поменьше — RT-16 и RT-8 – тайна до сих пор. Информация в России еще под грифом "совершенно секретно", это при том, что мир стал уже совсем другим. А представьте теперь, как хранили секреты в СССР!
Из информации, которая все же стала известна нашим ученым в девяностые: RT–32 не просто перекрывал волнами всю Землю, но способен был ловить и отправлять сигналы на миллионы световых лет в космос. А так, как говорится, шутя прослушивал "по заданиям свыше" базу подлодок у берегов Швеции и, если было надо, не напрягаясь выводил из строя космические спутники, запущенные из-за "железного занавеса".
Лишь эта информация оказалась доступной латвийским ученым после того, как в 1994 году территорию объекта покинули российские военные. Кстати, часть "Звездочки", равно как военный городок с локатором в Скрунде, была последним закрытым объектом в Латвии, где особенно долго находились российские войска – уже после того, как СССР три года как не существовал. Почему? Ответы могут оказаться очень разными…
Соблюдет ли Латвия гарантии не вредить России
По закрытому соглашению между Россией и Латвией, радиотелескопы "Звездочки" военные взрывать не стали. Латвийская академия наук гарантировала: после того как сама запустит радиотелескопы, те будут работать исключительно в мирных целях. В 1997 году создали НИИ — Вентспилсский международный радиоастрономический центр, который перенял радиотелескопы у академии и также гарантировал: RT-32 не будет направлен против России.
Впрочем, тогда Латвия еще не состояла в НАТО и договоренности с Россией были другие. И российская армия, покидая территорию в 1994 году, подстраховалась на случай, если молодая Латвийская Республика вдруг забудет об обещаниях. Всю документацию "к радиотелескопам" военные увезли с собой, RT–32 и RT–16 полностью вывели из строя: перерезали кабели, двигатели и моторы залили кислотой, сломали все уникальные механизмы.
Первый директор радиоастрономического центра, член–корреспондент Латвийской академии наук Эдгар Бервалдс познакомился со мной еще в девяностые. Тогда я впервые и побывал на "Звездочке" — случайно вышел на берег речки Ирбе, по которой сплавлялся на каноэ…
Когда Эдгар Бервалдс с коллегами из Вентспилса восстанавливал радиотелескопы, они точно не думали о каком-либо вреде России, а просто хотели запустить RT-32 и RT-16 (третья "тарелка", кстати, куда-то пропала: может, ее военные где-то в лесу закопали?) Ученые жаждали понять, что радиотелескопы способны услышать в космосе. Бервалдс тогда рассказывал, что исследователи изо всех сил ухватились за возможность поднять латвийскую астрофизику на совершенно иной уровень – перейти от теории к "звездной практике".
Инопланетянам и не снилось
Все силы ученые направили на восстановление радиотелескопов, а о самом бывшем военном городке "Звездочка" пришлось забыть. В те годы государство думало только о том, как бы грамотнее "распилить" доставшееся ей "проклятое наследие СССР", и на науку денег почти не выделялось. Собственно на "Звездочку" политики плевать хотели. Зато иной подход был у шустрых жителей Вентспилса и окрестностей! Те с истинно варварским рвением бросились растаскивать там все.
Российские военные городок оставили в идеальном состоянии – хоть сразу обустраивайся там и живи. Не только здания были как новые, но и коммуникации (вода, отопление, электричество), даже мебель в квартирах осталась, равно как и в магазине, офицерском клубе, детском садике. А сейчас на территории "Звездочки" впору снимать фантастические фильмы: показывать виды городов Земли после ядерной войны или атаки инопланетян…
К слову, как только RT-32 запустили, он сразу стал ловить сигналы откуда-то из космоса. Только распознать их ученые еще не могли. Валдис Авотиньш вспоминал, что тогда первым делом наши ученые хотели как-то настроить радиотелескопы (по сути – мощнейшие радары), чтобы получать послания от иных цивилизаций и отправлять свои.
От "космической музыки" неформалов до глобальной науки
Вовсе не шутка – в девяностых RT-32 буквально сдавали в аренду разным любителям "послушать космос", а также творческим коллективам, которые записывали музыку со звуками "из иных галактик". А деньги эти пускали дальше на ремонт радиотелескопов. Помогал тогда в восстановлении RT-32 и мэр Вентспилса Айварс Лембергс, и даже его "заклятый друг" Эйнар Репше. Ну а потом наши ученые подключили европейские фонды, откуда смогли за все время получить миллионы не только на восстановление RT-32, но и на вентспилсский НИИ — и в целом на развитие в Латвии астрофизики.
Несколько лет назад "тарелку" сняли, чтобы отремонтировать и покрасить специальной краской, разработанной американцами для радиотелескопов. С такой краской конструкция не нагревается от прямых солнечных лучей и пропускает до внутренних зеркал радиоизлучение.
Старший научный сотрудник НИИ Иварс Шмелдс сказал Sputnik следующее: "По сути, если бы не было RT-32, то, скорее всего, не было бы и нашего института, работа которого сейчас приносит исключительно много не только Латвии, но и Европе. К примеру, мы одна из немногих радиообсерваторий в мире, где систематически наблюдают за Солнцем. С россиянами и украинцами исследуем экстрагалактические объекты, точнее – ядра других галактик. А с россиянами и американцами изучаем вопрос зарождения жизни в открытом космосе и переноса ее на планеты, например, астероидами и метеоритами".
"Мы входим и в систему радиотелеметрии, в которой участвуют и NASA, и российские радиотелескопы. Чем больше телескоп, тем меньшие детали и на большем расстоянии он способен различать. И когда радиотелескопы объединены в общую систему чуть ли не по всему миру, тогда чуть ли не вся Земля превращается в одну "тарелку", принимающую информацию из космоса и отправляющую сигналы во Вселенную", — говорит Иварс Шмелдс.
Подробно об интереснейших исследованиях наших ученых, которые осуществляются благодаря RT-32, мы еще расскажем в ближайшие дни.