Ликвидация русской школы против Конституции Латвии и международных норм

Сейм Латвии в четверг, 22 марта, в окончательном чтении принял решение о полном переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения; теперь законопроект предстоит одобрить президенту
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 24 мар — Sputnik. Фракция "Согласия" использовала последний парламентский инструмент, чтобы остановить принятые большинством Сейма дискриминационные поправки к законам "Об образовании" и "Об общем образовании", предусматривающие ликвидацию русской средней школы, в том числе частной (10-12 классы) и значительное сокращение преподавания на родном языке в основной школе (до 20%) и даже начальной школе (до 50%). Председатель фракции Янис Урбанович обратился к президенту Раймондсу Вейонису с просьбой не провозглашать принятые 22 марта законопроекты и вернуть их в Сейм на доработку.

"Новые редакции законов противоречат Конституции и обязательным для Латвии международным документам – например, Всеобщей конвенции о защите национальных меньшинств, принятой и ратифицированной Сеймом в 2005 году, — отмечается в письме. – Конвенция предусматривает право национальных меньшинств изучать родной язык или получать на нем образование на территориях, где они проживают исторически или в большом количестве, а государство, при наличии спроса, в рамках возможностей обеспечивает такое образование".

Ликвидация русских школ: Сейм Латвии окончательно утвердил реформу
Русскоязычное меньшинство в Латвии насчитывает 37%, при этом большинство родителей (27,5%) предпочитает отдавать детей в школы с "модулем преподавания на языках нацменьшинств" — такое мудреное определение дано в законодательстве бывшим русским школам, перевод которых на преподавание предметов на латышском языке начался с 1997 года. Количество учащихся в таких школах понемногу, но растет с 2012 года, что показывает запрос общества на обучение детей на родном языке. Сохраняются и методические традиции русской школы, которая является в Латвии неотъемлемой частью векового исторического и культурного наследия.

"Положения Конвенции полностью отвечают ситуации в Латвии, поэтому принятые законопроекты, предусматривающие полное закрытие школ нацменьшинств, конкретно, с преподаванием на русском языке, — это дискриминация по национальному признаку, — считает "Согласие". – Признание прав нацменьшинств и их защита записаны в Конституции. Эта обязанность вытекает из вводной части основного закона и его 114 статьи. В свою очередь, право меньшинств на создание частных школ оговаривает Конвенция. Консультативный комитет Европейского совета в своем сообщении об исполнении Конвенции в 2008 году указал, что обязательное применение латышского языка в частных школах недопустимо, так как является вмешательством в частную сферу. Наконец, Гаагские рекомендации ОБСЕ определяют, что образование — чрезвычайно важный элемент для сохранения и развития идентичности национальных меньшинств".

Фракция считает, что у принятых законопроектов нет никакой связи с реформой содержания образования, поскольку сам министр Шадурскис публично высказался, что против других нацменьшинств, кроме русских, ничего не имеет, если они представляют страны ЕС или их защищают заключенные Латвией двусторонние договоры. Он прямо заявил, что с Россией такого договора нет и не будет, пока она не вернет Крым Украине. Поэтому очевидно, что инициированные поправки к законам не имеют ничего общего с качеством образования или декларированными в законах целями. Это простой политический выпад.

Соколов: закон о русских школах уничтожит Сейм Латвии
Идея перевода русских школ на латышский язык возникла внезапно в октябре 2017 года: в бюджетной записке Министерства образования (МО) и его приоритетах на 2018 год, готовившихся в августе-сентябре прошлого года, об этом не было ни слова. Для ее реализации уже в начале 2018 года МО решило использовать часть денег, выделенных Евросоюзом на компетентностный подход к содержанию образования (ESF 8.3.1.1./16/1/002). Чувствительная тема образования на родном языке дала очевидный выигрыш партии министра Шадурскиса "Единство", рейтинг которой наконец прекратил падать и снова преодолел 5%-барьер. Таким образом, Латвия создала прецедент реализации предвыборной кампании за счет европейских налогоплательщиков и тотального игнорирования международного права и собственной Конституции, отбрасывающий решение задач единой политической нации в необозримую перспективу.

Президент страны Раймондс Вейонис обязан принять свое решение по принятым законопроектам в срок от 10 до 24 дней после их утверждения в Сейме. Если он рассмотрит дело по существу, то скороспелый и дискриминационный "образовательный пакет" вернется на доработку. В противном случае "Согласие" будет обращаться с иском в Конституционный суд и далее в европейские инстанции.

Что предусматривает реформа русских школ

Закон "Об образовании"

В средней школе преподавание только на латышском (сейчас пропорция 60:40) — статья 9 часть 1 прим., в том числе в частных школах.

"Согласие" попросит президента не утверждать новый закон об образовании
Количество часов преподавания на латышском и на родном языке, включая иностранные, составляет в начальной и основной школе 50:50 и 80:20 (новая редакция ст. 9 ч. 1 и 2, ст. 41 части 1.1 и 1.2). Сейчас в начальной школе латышский преподается как один из предметов, в основной школе постепенно внедряется преподавание предметов на латышском. Как показывают подсчеты, в 20% не укладывается даже программа родного языка и литературы + одного иностранного: при количестве учебных часов в основной школе от 32 до 34 в неделю на родной язык нужно 5 часов и на иностранный 3 часа, итого 8, что превышает лимит.

Преподавание в школе на языках ЕС (английском и прочих) будет разрешено без ограничений (статья 9 часть 2 пункт 2 прим.).

Закон "Об общем образовании"

Из перечня учебных программ средней школы убрана программа нацменьшинств (статья 42 часть 2 исключена).

Оговорка, сделанная в статье 43, — можно включать в программу предметы на языках нацменьшинств, не превышая отведенное количество часов в неделю — реально неисполнима: будет нарушаться либо запрет на преподавание на русском, либо количество учебных часов. То есть если раньше право получать образование на родном языке гарантировалось статьей 42 ч. 2, то теперь это становится необязательной опцией.