РИГА, 19 мар — Sputnik. В следующем десятилетии жителей Латвии ждут новые налоги и пошлины. Это предусматривает план Евросоюза, направленный на увеличение своего бюджета, пишет "Неаткарига", текст приводит Press.lv.
Европарламент на мартовской сессии сформулировал свой взгляд на бюджет следующего семилетия – с 2021 по 2027 год. Больше тратить, больше зарабатывать и одновременно "не повышать бремя для налогоплательщиков ЕС". Однако это несовместимые вещи, указывает газета.
В принятом сообщении "О реформе системы собственных ресурсов Евросоюза" описываются новые налоги и пошлины, которые предстоит принять. По словам евродепутата Иветы Григуле-Петерсе, в свое время бюджет предшественника ЕС, Таможенного союза, складывался только из разных собственных доходов – налогов, таможенных платежей. Но потом страны-участницы перешли на фиксированные платежи, выраженные в доле от ВВП. Теперь же планируется постепенно вернуться к изначальной модели. В том числе обложить таможенным сбором ввоз сельскохозяйственной продукции из третьих стран, говорится в статье.
Издание перечисляет несколько позиций, по которым часть доходов стран-участниц может быть перенаправлена в общий бюджет. В частности, указывается, что при реформе НДС от 1% до 2% могут уходить напрямую в европейскую кассу. Депутаты планируют и подоходный налог с предприятий связать с собственными ресурсами ЕС, поскольку общий уход от налога стран-участниц оценивается в триллион евро в год.
В бюджет ЕС пойдет и вся прибыль от печати денег. Сейчас ее возвращают странам-участницам.
Могут ввести в масштабе ЕС и налог на сделки, налог на предприятия цифровой отрасли. Ряд возможных налогов и пошлин пытаются объяснить заботой о среде – налог на энергоресурсы, налог на горючее, налог на авиабилеты, налог на пластмассу в рамках борьбы с "пакетной чумой". Можно утверждать, что платить будут предприниматели. Но в итоге всегда и за все платит покупатель, отмечает издание.
Точно так же будет и с налогом на финансовые транзакции – европарламентарий Кришьянис Кариньш прогнозирует, что он коснется всех, у кого есть второй пенсионный уровень. Банки и фонды не хранят доверенные им деньги в мешках, а покупают и продают ценные бумаги, чтобы заработать.
Впрочем, евродепутат Сандра Калниете сомневается, что страны-участницы смогут договориться о введении новых налогов и остальных моментах реформы. Немецкие фермеры уже предупредили, что не отступятся от своих платежей за площадь ни на цент.
Схожие ситуация — с фондом кохезии или выравнивания уровня жизни. Есть ряд стран, которые давно уже приблизились к средним показателям уровня жизни по ЕС, но все еще получают кохезионные выплаты. Испания, Португалия, Ирландия и даже Италия. Теоретически, это может стать источником, который сохранит кошельки действительно бедных стран на нынешнем уровне. Но с политической точки зрения сложно представить, что богатые страны без споров откажутся от своих эксклюзивных прав, которые получены в обмен на согласие принять в ЕС новые страны, в том числе Латвию.
Если не налоги — то увеличение взносов?
Бюджетное планирование в Евросоюзе осуществляется в рамках семилетних бюджетных периодов. Текущий бюджетный период занимает отрезок времени с 2014 по 2020 год, следующий начнется в 2021 году. Впоследствии Евросоюз ежегодно принимает годовые бюджеты сообщества, в них вносятся отдельные коррективы, которые не могут превышать согласованные параметры семилетнего бюджета. Доходная часть бюджета Евросоюза формируется на основании взносов стран ЕС, которые различаются по размеру и должны быть согласованы как на европейском, так и на национальном уровне.
Ранее сообщалось, что восемь стран Восточной Европы — Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Болгария и Румыния — готовы увеличить свои взносы в бюджет ЕС в следующем бюджетном периоде (2021-2027 гг.). Размер платежей может достигнуть 1,1% ВВП каждой из стран.
Против увеличения взносов выступила Швеция. Об этом в середине марта заявил в Берлине премьер-министр Швеции Стефан Левен после переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель.
"Мы уже заявляли ранее, что не можем допустить ситуации, в которой все средства, предназначенные на реформы в Швеции, уйдут на возросший взнос в бюджет Евросоюза, этого не будет. Мы уже взяли на себя большую ответственность, приняв большое количество мигрантов. Мы работаем над программой улучшения благосостояния и не можем подвергнуть ее опасности, выплачивая больший взнос", — пояснил Левен.