РИГА, 14 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. На должности министров обычно назначают людей, которые хорошо разбираются и являются специалистами в конкретных отраслях. Однако в Латвии, как показывает практика, эти люди являются специалистами очень широкого профиля, иначе, как можно объяснить, что сегодня они руководят одним министерством, а в следующем кабинете министров уже другим.
Нынешнее правительство под руководством Мариса Кучинского, являющееся двадцатым с момента обретения независимости Латвии, как и многие предыдущие, обещало проведение определенных реформ.
Причина всего этого ясна и понятна, ведь постоянная смена министров, а также полная чехарда в руководстве ведомств и, как следствие, отсутствие компетентного управления совершенно не способствуют улучшению ситуации.
В каждой бочке затычка
Существенные проблемы уже давно присутствуют в сфере благосостояния. По данным Центрального статистического управления (ЦСУ), почти четверть населения Латвии подвержена риску бедности, и наиболее высоким этот показатель является среди пенсионеров. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проведя оценку пенсионной системы страны, пришла к тем же выводам, что и ЦСУ, и указала на необходимость увеличения минимальных пенсий.
Однако нынешний министр благосостояния Янис Рейрс, который в прошлом правительстве отвечал за министерство финансов, в ответ на критику пенсионной системы заявил, что она достаточно хорошая, тем самым дав понять, что проблем здесь он не видит.
Латвийское общество с Рейрсом не согласилось, ведь результаты опроса агентства социологических исследований SKDS показали, что он один из самых непопулярных министров, его работу одобрило всего лишь 17% респондентов.
Интересно, что ранее за благосостояние отвечал Улдис Аугулис, ныне министр сообщения. Во вверенном Аугулису министерстве тоже далеко не все благополучно. Грузооборот портов Латвии за январь 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, снизился почти на четверть, а объем грузоперевозок по железной дороге — на 16%. Интересно, что сокращение грузопотока продолжается уже с 2014 года, а значит, кризис в транзитной отрасли существует давно.
Как подчеркнула президент "Балтийской ассоциации — транспорт и логистика" Инга Антане, ответственный министр совершенно не желает решать эти проблемы.
"Когда он заступил на свою должность, то у нас была надежда, что он займется решением актуальных для отрасли вопросов, но, к сожалению, за минувшие годы ничего не изменилось. Аугулис погрузил отрасль в еще более глубокую яму, и в результате мы имеем то, что имеем", — посетовала Антане.
Единственную большую реформу провело лишь министерство финансов под руководством Даны Рейзнице-Озолы, успевшей побывать также и министром экономики в правительстве Лаймдоты Страуюмы. В нынешнем году вступили в силу изменения в налоговой сфере, последствия которых латвийцы скоро ощутят. Есть шанс, что эффект от этих изменений окажется нулевым, а главная цель — уменьшение социального неравенства — так не будет достигнута.
Министры-долгожители
Проблемы наблюдаются и в тех отраслях, где нет министерской чехарды. Так, например, нынешний министр земледелия Янис Дуклавс работает на этой должности уже в пяти правительствах, начиная с 2009 года, с небольшим перерывом в 2011-2014 годах, когда Союз зеленых и крестьян (СЗК), членом которого является Дуклавс, находился в оппозиции. Так что можно говорить о министре земледелия, как об одном из наиболее опытных политиков.
Но, к сожалению, порядка в своей отрасли Розе не навел и запомнился громкой акцией крестьян, главным образом молочников, перегородивших сельскохозяйственной техникой рижскую окружную дорогу. Крестьяне протестовали против правительства, неспособного решить проблемы сельских тружеников, и из-за этого Розе был вынужден уйти в отставку.
Интересно, что проблемы крестьян-молочников приходится решать и Дуклавсу. Закупочные цены на молоко в начале нынешнего года снизились на 5-7 центов за литр. Но, как сказал министр, "кризиса в молочном хозяйстве нет", тем самым дав понять, что помощи ждать не следует.
Также в пяти правительствах работает и нынешний министр юстиции Дзинтарс Расначс. Министром он стал еще в 1995 году и пробыл на этой должности до конца полномочий шестого Сейма, а в 2014 году опять занял этот пост. Но самым ярким моментом в его карьере тоже стал скандал, который был связан с арестом администраторов неплатежеспособности, подозреваемых в легализации незаконно нажитых финансовых средств, деятельность которых как раз курирует Минюст.
Политические приспособленцы
Стоит отметить, что сложности в ведомствах министры порой создают своими руками, руководствуясь личными интересами для последующего переизбрания. Не пустив в Латвию российских артистов — Валерию, Иосифа Кобзона и Олега Газманова, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс, занимающий свой пост с 2011 года, при четырех правительствах, обеспечил себе поддержку национально настроенного электората и смог пройти в 12-й Сейм от "Единства", хотя ранее состоял в Партии реформ Затлерса.
Продолжая заигрывать с националистами, Ринкевичс стал допускать и более жесткие высказывания в адрес России, возложив на нее ответственность за нарушение Минских соглашений, обвинив во вторжении на территорию Украины и сравнив ее с Третьим рейхом. Также, с подачи МИД, Сейм Латвии недавно принял закон о запрете въезда в страну людям, упомянутым в "списке Магнитского", что явно не пойдет на пользу латвийско-российским отношениям, но добавит очков Ринкевичсу перед грядущими парламентскими выборами.
Пока в руководстве министерств будут подобные люди, никаких важных изменений в стране не произойдет. Настоящие реформы, а не их имитация возможны лишь тогда, когда в правительстве будут не всесторонне развитые специалисты, думающие исключительно о переизбрании, или политические ставленники, а истинные профессионалы, что в ближайшее время, при имеющейся в Латвии ситуации, невозможно.