РИГА, 13 мар — Sputnik. Возмущенная общественность в группе "Русское образование в Латвии" в Facebook продолжает обсуждать два случая, произошедших в школах Даугавпилса.
В первом случае — в школе №16 вызвали родителей ученика, который вслух похвалил российскую сборную по хоккею, сказав: "Молодцы, Россия! Вырвали победу!" Руководство школы провело с родителями воспитательную беседу, заявив, что они должны "объяснить ребенку, что он живет в Латвии, а не в России".
Вторая история касалась выбора языка, на котором дети хотели бы сдавать экзамены. В одном из классов две девочки выбрали русский. Их родителей вызвали в школу и стали убеждать переписать заявление. Отец одной из девочек поднял скандал.
После этого случая несколько человек из класса поменяли свое мнение, решив, что сдавать экзамены будут тоже на русском. Но поменять запись в бланках им уже не разрешили.
Ради статистики готовы на все
Такие случаи связаны с русской поговоркой "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет", рассказал Sputnik Латвия активист защиты русских школ Дэги Караев.
"К сожалению, учителя и директора школ находятся в подневольном состоянии, над ними довлеет закон о лояльности, они должны быть очень лояльны государству", — отмечает Караев.
По его словам, так как в Латвии можно констатировать "полную и безоговорочную победу бюрократизма", формальное следование букве предписаний преобладает над человеческими устремлениями.
"Учителя просто запуганы, они боятся, что какое-то их действие, выходящее за рамки шаблона, может повлечь за собой неприятности, тем более что школа и так находится под постоянным колпаком и давлением от организации под говорящим, почти русским названием ИКВД (IKVD, Izglītības kvalitātes valsts dienests, Государственная служба качества образования). Это реально такой НКВД нашего дня, который контролирует, чтобы учителя не отступали от некоей красной линии", — говорит Караев.
На школы оказывается постоянное давление, проводятся бесконечные проверки.
Вероятно, поэтому учителя хотели получить стопроцентную статистику, чтобы все сдавали экзамены на латышском.
"Пытаясь удовлетворить чиновников, учителя из кожи вон лезут, просто чтобы улучшить статистику. Лучше статистика — меньше придираются", — подчеркивает Дэги Караев.
Активист отмечает, что мало кто из простых людей осведомлен о нюансах международного права и знает, на что можно опереться.
"Кроме того, четко известно, что в рамках того же ЕС вопросы образования отданы на откуп стран. Нет общеевропейского законодательства, которое бы обязывало страны к тому или иному поведению в сфере образования", — отмечает Караев.
Передергивание на местах
Дэги Караев предложил представить себя на месте того же директора.
"Даугавпилс традиционно считался самым русским городом страны, потому что он находится в регионе, который граничит с Россией и исторически являлся частью Витебской губернии. Но все трудоспособные и молодые из этого региона давно уехали — если раньше было двести тысяч населения, то сейчас там, дай бог, если восемьдесят наскрести можно. Остались те, кто остались, те, кто любой ценой хотят цепляться за свою маленькую кормушечку", — рассуждает Караев.
Поэтому если директор какой-то школы слышит о подобных случаях, он напрягается, ожидает проверки или каких-то негативных последствий, считая, что пусть из-под палки, но надо "любить только свое".
"Я не люблю это слово — "совок", но именно эти вещи я называю "совковостью" в худшем смысле слова и в абсолютном проявлении. В Латвии все, что современный человек может назвать "совком", процветает. Не знаю, как в России, со стороны видно какие-то совершенно другие вещи, но здесь, внутри Латвии, — бюрократия, патриотизм из-под палки, "мы должны все мыслить одинаково", уравниловка — к этому есть какое-то странное устремление", — подчеркивает Караев.
По его мнению, причина такого положения дел в ситуации в стране.
"Латвия очевидным образом умирает, умирает как страна, из которой массово уезжают люди. Кругом серость, отсутствие перспектив, отсутствие национальной идеи. Это печалит людей", — говорит активист.
Можно по-разному реагировать на такую обстановку, но у некоторых, по словам Караева, психика не выдерживает.
"Если человек любит свою страну независимо от названия или политического строя и хочет оставаться в родных пенатах, работать в своей родной школе, у него все просто валится из рук. У него нет учителей, нет молодых кадров, нет перспектив. Как он может отреагировать в таком случае — это вопрос к психологу скорее, а не ко мне. Но то, что происходит, — это очень печально", — считает Караев.
Нужна национальная идея
По мнению Дэги Караева, Латвии очень не хватает национальной идеи. Для него национальная идея государства гораздо выше идеи этнической.
"Я не говорю о каких-то зашоренных националистических взглядах на выдуманную историю или какое-то надуманное будущее. Я говорю о национальной идее государства, политической нации, которая понимала бы, что население таково, какое оно есть, и только вместе мы можем называться все — Латвия. Соседей не выбирают, так же как и родителей", — подчеркнул активист.
Дэги Караев привел в пример результаты референдума 2012 года о статусе русского языка как второго государственного. Тогда три четверти проголосовавших выступили против предоставления русскому языку статуса государственного. Националисты часто ссылаются на эти результаты, чтобы оправдать любые реформы, в том числе ликвидацию русскоязычного образования.
"При этом я лично трактую результаты следующим образом: четверть населения, каждый четвертый сказал, что ему эта тема важна", — подчеркивает Караев.
Если переложить эту ситуацию на семью из четырех человек, трое вряд ли отвернутся от одного, даже если речь идет о капризном ребенке. Напротив, родители попытаются найти с ним общий язык, чтобы жить дальше в мире и согласии, единой семьей. И уж тем более никто не станет применять насилие — в современном европейском обществе это наказуемо, нельзя воспитывать силой.
"Поэтому, если мы говорим, что 25% населения Латвии явным образом высказались, что русский язык для них важен, игнорировать этот интерес — это преступление", — уверен Дэги Караев.
В Латвии проживают почти два миллиона человек. На русском языке говорят около 40% населения страны, однако он имеет статус иностранного и не имеет даже регионального статуса.
В минувший четверг, 8 марта, Сейм Латвии во втором чтении одобрил законопроекты о школьной реформе, которые подразумевают практически полное искоренение русского языка из системы образования.
Русскоязычные активисты продолжают акции протеста против реформы министра образования Карлиса Шадурскиса. Марш в защиту русских школ 10 марта собрал несколько тысяч участников.