Кухня спецэффектов: "Игру престолов" могли бы снять даже в Латвии

Мастер спецэффектов Роман Кабошко собирает команду, которая всегда будет готова участвовать в съемках любых фильмов в жанре экшн
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 4 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Роман Кабошко на латвийской кухне спецэффектов шеф-повар чуть ли не "номер один". Та самая кухня не для слабонервных. Когда-то Роман варил там кровь по собственной рецептуре, а теперь, например, в скороварке делает зубы. А сколько он изготовил уникальных масок — и для популярных российских телешоу и звездных клипов, и для кино — даже не счесть. Весь спецэффектный год Кабошко расписан буквально по неделям: работа над российскими фильмами, над западными, конечно, над латвийскими (например, участвовал в съемках "Перстня Намея").

И поскольку в Латвии кино снимают много — от корейцев с индусами до американцев и, разумеется, россиян, Кабошко решил собрать команду специалистов. Вернее так: Роман решил собрать людей, готовых работать в одной студийной группе, провести для них мастер-класс "с полным погружением" в профессию, а потом по первому же сигналу сообща участвовать в процессе создания хоть российских видеоклипов, хоть голливудских блокбастеров.

Мозги эффектней из банана, а не нарисованные на компьютере

"Сейчас многие убеждены будто "живые" визуальные спецэффекты уступают место компьютерной графике. Это не так. Например, в фильме Мэла Гибсона "По соображениям совести", где показывали сцены боевых действий, все делали именно мастера спецэффектов (там только в основной команде было под пятьдесят специалистов).

Роман Кабошко проводит экскурсию по своей мастерской

Спецэффект — это, например, попадание пули в голову и когда из затылка все вылетает (кстати, мозги особенно хороши из банана, хотя можно и из белого хлеба). А вот собственно "касание" пули с головой уже может быть нарисовано на компьютере. В большом кино совмещают эффекты", — говорит Роман.

Так идет работа и над "Игрой престолов", где исключительно профессионально одни эффекты соединяют с другими, чтобы у зрителя возникло ощущение реальности происходящего. Всех существ, включая белых ходоков (конечно, и Короля Ночи) и части драконов, делали мастера спецэффектов. Так же работали и над созданием картины "Форма воды", где само удивительное существо делали коллеги Кабошко, а потом накладывали "поверх" компьютерные эффекты, например, для глаз фантастического создания.

Сжигать человека всегда красивее по-настоящему

"Спецэффект, на самом деле, намного живей и естественней компьютерного. Ради реальности в кадре в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой" делали именно маску Владимира Семеновича, а не дорисовывали все на компьютере "к лицу" Сергея Безрукова. Кстати, та же команда мастеров спецэффектов работала и над фильмом "Последний Богатырь", где всех сказочных созданий делали буквально руками, а потом лишь добавляли компьютерную графику", — рассказывает Кабошко.

Зубы в мастерской спецэффектника

В мире истинных мастеров спецэффектов единицы. Один из таких — Нейл Гортон, который работал над фильмами "Спасение рядового Райана", "Дитя человеческое", "Доктор Кто". С ним Кабошко сейчас ведет переписку — так сказать, для обмена опытом. Крутых мастеров спецэффектов немного и потому, что их работа весьма дорого стоит. Но не потому, что у профессионалов "пальцы не загибаются", а из-за того, что материалы дорогие.

"Сжигать человека "в кадре" лучше "по-настоящему", а не рисовать это на компьютере. Могу сжечь человека. Но это дорогой эффект — около двух тысяч евро "за раз". Для него используются весьма недешевые материалы, например, гели — охлаждающие и, наоборот, горючие: одними покрывают человека, чтобы он не чувствовал жара (секунд пятнадцать—двадцать), когда вспыхнут другие", — говорит Кабошко.

Стигматы на руках делают святые профессионалы

Но одно дело — дороговизна материалов, а другое — талант мастера, без которого ничего путного не выйдет. Вот, в прошлом году к Роману обратились создатели фильма "Беатус". Перед ним поставили непростые задачи. Кабошко нужно было сделать эффект, чтобы в одном кадре без дублей у человека из живота вытащили косу, и в тот момент, когда она выходит из тела, на землю начинают падать внутренности несчастного. Роман справился, вспомнив визуальный эффект Дэвида Копперфильда, когда тот разделял живого человека на части.

Почти настоящий снег, который выращивают в лаборатории

В том же фильме нужно было показать стигматы на руках и ногах девушки. А попробуй загримируй шланги, по которым будет поступать кровь, чтобы те не были заметны на открытых тонких женских ручках. Можно было натянуть девушке специальные перчатки на руки, а на ноги — "спецэффектные" колготки, но зритель явно почувствовал бы халтуру. В итоге Роман сделал тончайшие силиконовые накладки, под которые и спрятал трубки для крови. Но все это в кадре было крупным планом. Поэтому Роман сделал накладки на руки настолько профессионально, что на них были видны все складочки, поры и мельчайшие сгибы.

"Все это стопроцентно ручной труд. Скажем, маска, которую надевают на человека, должна быть предельно натуральной в кадре. В силикон, из которого ее делают, добавляют флок — мелко порубленный материал типа шерсти, чтобы создать эффект кровеносных сосудов под кожей. Каждую морщинку, пору и шрамчик прорисовываешь сам специальными инструментами, каждую волосинку пальцами вживляешь под кожу. Причем часто маска состоит из шести-семи частей, особенно для пожилого человека с морщинами, когда важно учитывать буквально все, даже то, что нос и уши у старых людей непропорционально большие, поскольку растут они всю жизнь", — делится секретами Роман.

Гоблин улыбается на столе

Мастер показал свою спецэффектную кухню. Тут вам и многоскоростной миксер, чтобы делать пенолатекс, и печь для того, чтобы его запекать. Пигменты для разных материалов — для силикона, латекса и резины, разные растворители, скульптурный пластилин, краски для грима, съедобное стекло, самодельные зубы, натуральные и искусственные волосы, манекены, скелет, черепа. И еще миллион всего.

1 / 7
Этому бедняге не повезло, Роман "снёс" ему полчерепа
2 / 7
В мастерской спецэффектника нашлось место и человеческому скелету
3 / 7
Заготовки для "изготовления" будущих ран на теле
4 / 7
В мастерской спецэффектника
5 / 7
Венозная кровь из фильмов про вампиров на вкус - кленовый сироп
6 / 7
Специалист по гриму Ева Бекет учится делать прекрасное
7 / 7
Голова героя для очередного ужастика

За столом сидела ученица Романа Ева Бекет и делала голову миниатюрного гоблина — почти как тот банкир из фильма "Гарри Поттер". Оказывается, для всех фильмов, где появляются удивительные создания, вначале делают модели-куклы, а уже потом маски для актеров. Во-первых, режиссер должен "глазами видеть", как выглядит тот или иной герой. Во-вторых, сам мастер должен понимать, что и как на теле фантастического героя "работает", насколько пропорционально и гармонично сочетается одно с другим.

"Все это занимает много времени, и часто, когда поступает большой заказ, меня одного на все просто не хватает, поэтому и решил собрать команду и провести для нее мастер-класс. Буду учить снимать с людей слепки, чтобы потом делать маски. Буду учить создавать куклы-модели, разбираться в материалах (тут самая увлекательная химия), понимать строение человека "в контексте" нашей профессии и еще много чего. Точно никто не заскучает", — обещает Роман Кабошко.