РИГА, 4 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Роман Кабошко на латвийской кухне спецэффектов шеф-повар чуть ли не "номер один". Та самая кухня не для слабонервных. Когда-то Роман варил там кровь по собственной рецептуре, а теперь, например, в скороварке делает зубы. А сколько он изготовил уникальных масок — и для популярных российских телешоу и звездных клипов, и для кино — даже не счесть. Весь спецэффектный год Кабошко расписан буквально по неделям: работа над российскими фильмами, над западными, конечно, над латвийскими (например, участвовал в съемках "Перстня Намея").
И поскольку в Латвии кино снимают много — от корейцев с индусами до американцев и, разумеется, россиян, Кабошко решил собрать команду специалистов. Вернее так: Роман решил собрать людей, готовых работать в одной студийной группе, провести для них мастер-класс "с полным погружением" в профессию, а потом по первому же сигналу сообща участвовать в процессе создания хоть российских видеоклипов, хоть голливудских блокбастеров.
Мозги эффектней из банана, а не нарисованные на компьютере
"Сейчас многие убеждены будто "живые" визуальные спецэффекты уступают место компьютерной графике. Это не так. Например, в фильме Мэла Гибсона "По соображениям совести", где показывали сцены боевых действий, все делали именно мастера спецэффектов (там только в основной команде было под пятьдесят специалистов).
Спецэффект — это, например, попадание пули в голову и когда из затылка все вылетает (кстати, мозги особенно хороши из банана, хотя можно и из белого хлеба). А вот собственно "касание" пули с головой уже может быть нарисовано на компьютере. В большом кино совмещают эффекты", — говорит Роман.
Так идет работа и над "Игрой престолов", где исключительно профессионально одни эффекты соединяют с другими, чтобы у зрителя возникло ощущение реальности происходящего. Всех существ, включая белых ходоков (конечно, и Короля Ночи) и части драконов, делали мастера спецэффектов. Так же работали и над созданием картины "Форма воды", где само удивительное существо делали коллеги Кабошко, а потом накладывали "поверх" компьютерные эффекты, например, для глаз фантастического создания.
Сжигать человека всегда красивее по-настоящему
"Спецэффект, на самом деле, намного живей и естественней компьютерного. Ради реальности в кадре в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой" делали именно маску Владимира Семеновича, а не дорисовывали все на компьютере "к лицу" Сергея Безрукова. Кстати, та же команда мастеров спецэффектов работала и над фильмом "Последний Богатырь", где всех сказочных созданий делали буквально руками, а потом лишь добавляли компьютерную графику", — рассказывает Кабошко.
В мире истинных мастеров спецэффектов единицы. Один из таких — Нейл Гортон, который работал над фильмами "Спасение рядового Райана", "Дитя человеческое", "Доктор Кто". С ним Кабошко сейчас ведет переписку — так сказать, для обмена опытом. Крутых мастеров спецэффектов немного и потому, что их работа весьма дорого стоит. Но не потому, что у профессионалов "пальцы не загибаются", а из-за того, что материалы дорогие.
"Сжигать человека "в кадре" лучше "по-настоящему", а не рисовать это на компьютере. Могу сжечь человека. Но это дорогой эффект — около двух тысяч евро "за раз". Для него используются весьма недешевые материалы, например, гели — охлаждающие и, наоборот, горючие: одними покрывают человека, чтобы он не чувствовал жара (секунд пятнадцать—двадцать), когда вспыхнут другие", — говорит Кабошко.
Стигматы на руках делают святые профессионалы
Но одно дело — дороговизна материалов, а другое — талант мастера, без которого ничего путного не выйдет. Вот, в прошлом году к Роману обратились создатели фильма "Беатус". Перед ним поставили непростые задачи. Кабошко нужно было сделать эффект, чтобы в одном кадре без дублей у человека из живота вытащили косу, и в тот момент, когда она выходит из тела, на землю начинают падать внутренности несчастного. Роман справился, вспомнив визуальный эффект Дэвида Копперфильда, когда тот разделял живого человека на части.
В том же фильме нужно было показать стигматы на руках и ногах девушки. А попробуй загримируй шланги, по которым будет поступать кровь, чтобы те не были заметны на открытых тонких женских ручках. Можно было натянуть девушке специальные перчатки на руки, а на ноги — "спецэффектные" колготки, но зритель явно почувствовал бы халтуру. В итоге Роман сделал тончайшие силиконовые накладки, под которые и спрятал трубки для крови. Но все это в кадре было крупным планом. Поэтому Роман сделал накладки на руки настолько профессионально, что на них были видны все складочки, поры и мельчайшие сгибы.
"Все это стопроцентно ручной труд. Скажем, маска, которую надевают на человека, должна быть предельно натуральной в кадре. В силикон, из которого ее делают, добавляют флок — мелко порубленный материал типа шерсти, чтобы создать эффект кровеносных сосудов под кожей. Каждую морщинку, пору и шрамчик прорисовываешь сам специальными инструментами, каждую волосинку пальцами вживляешь под кожу. Причем часто маска состоит из шести-семи частей, особенно для пожилого человека с морщинами, когда важно учитывать буквально все, даже то, что нос и уши у старых людей непропорционально большие, поскольку растут они всю жизнь", — делится секретами Роман.
Гоблин улыбается на столе
Мастер показал свою спецэффектную кухню. Тут вам и многоскоростной миксер, чтобы делать пенолатекс, и печь для того, чтобы его запекать. Пигменты для разных материалов — для силикона, латекса и резины, разные растворители, скульптурный пластилин, краски для грима, съедобное стекло, самодельные зубы, натуральные и искусственные волосы, манекены, скелет, черепа. И еще миллион всего.
За столом сидела ученица Романа Ева Бекет и делала голову миниатюрного гоблина — почти как тот банкир из фильма "Гарри Поттер". Оказывается, для всех фильмов, где появляются удивительные создания, вначале делают модели-куклы, а уже потом маски для актеров. Во-первых, режиссер должен "глазами видеть", как выглядит тот или иной герой. Во-вторых, сам мастер должен понимать, что и как на теле фантастического героя "работает", насколько пропорционально и гармонично сочетается одно с другим.
"Все это занимает много времени, и часто, когда поступает большой заказ, меня одного на все просто не хватает, поэтому и решил собрать команду и провести для нее мастер-класс. Буду учить снимать с людей слепки, чтобы потом делать маски. Буду учить создавать куклы-модели, разбираться в материалах (тут самая увлекательная химия), понимать строение человека "в контексте" нашей профессии и еще много чего. Точно никто не заскучает", — обещает Роман Кабошко.