РИГА, 1 мар — Sputnik, Павел Шипилин. На съезде Христианско-демократического союза (ХДС) Ангела Меркель сделала одно удивительное заявление, касающееся финансовой дисциплины членов Европейского союза. Она отметила, что немецкая экономика, являющаяся самой большой в Европе, продолжит проявлять солидарность с теми членами ЕС, которые "выполнили домашнее задание" в финансовых вопросах, а не с теми, которые не решают свои проблемы и перекладывают их на других.
"Это неприемлемо, чтобы другие отдыхали за наш счет", — заявила Меркель под аплодисменты однопартийцев.
Воодушевление немцев свидетельствует о том, что они нечетко представляют, о чем, собственно, идет речь.
Критерии не для всех
В 1992 году, когда стало понятно, что грядет большое расширение Евросоюза на восток, Старый Свет разработал так называемые Маастрихтские критерии — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону, которые должны были подготовить младоевропейцев к присоединению к дружной и при этом богатой семье.
Через двадцать лет, по инициативе Франции и Германии, требование было ужесточено: дефицит бюджета членов ЕС не должен составлять больше 0,5%. В 2012 году ведущим европейским экономикам казалось, что такая мера приведет к оздоровлению инвестиционного климата в еврозоне. Однако она вызвала неожиданную реакцию: Великобритания, проголосовавшая против Бюджетного пакта, заявила, что проведет референдум о выходе из Евросоюза, и спустя несколько лет был объявлен Brexit. То есть возникла угроза самому существованию амбициозного интеграционного проекта.
Сегодня ни Париж, ни Берлин не соответствуют ими же разработанным критериям. Дефицит бюджета Франции составляет 3,1% ВВП, а государственный долг — почти 100%. У Германии дела получше: бюджет страна верстает с профицитом. Однако госдолг европейского локомотива — почти 66%.
Двоечники Евросоюза
Если подходить к делу ответственно, ЕС вслед за Великобританией должен начать процедуру самороспуска, поскольку Франция и Германия сами не выполнили "домашнее задание" в финансовых вопросах, о котором упомянула Меркель, когда непонятно почему была поддержана членами ХДС.
Надо сказать, самой дисциплинированной в Евросоюзе оказалась Эстония. Ее внешний долг составляет всего-навсего 9,3% ВВП, а госбюджет укладывается в дефицит, равный требованию Бюджетного пакта.
Но будут ли Франция, Германия, а также Бельгия с госдолгом 104% ВВП, Австрия с долгом в 82%, Ирландия — 69,5%, Финляндия — 63,8% и другие проштрафившиеся государства перенимать передовой опыт стран Балтии? Вряд ли. Их сегодня занимают более серьезные проблемы. И связаны они вовсе не с Востоком, а с Западом.
Дилемма Киссинджера
В Евросоюзе ходит легенда о "дилемме Киссинджера". Якобы, когда в 1970 годы госсекретарю США принесли список правительственных постов ЕС, он был очень недоволен, поскольку не нашел в нем "министра иностранных дел". Влиятельный политик и, как считается, один из архитекторов Евросоюза, швырнул список на стол и ворчливо спросил: "Кому мне звонить, если я хочу поговорить с Европой?"
Тогда в список было внесено дополнение — появился Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности.
Задавал госсекретарь такой вопрос или нет, сейчас сказать трудно — документов не сохранилось. Однако в 2009 году председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу позволил себе громкое заявление, которое Reuters растиражировал.
"Когда Генри Киссинджер сделал это высказывание, он был государственным секретарем — должность, которую мы в Европе обычно называем "министр иностранных дел". Поэтому на данный момент не может быть никаких сомнений — государственный секретарь Соединенных Штатов Америки должен звонить Кэти Эштон, поскольку она наш министр иностранных дел", — сказал Баррозу.
Таким образом европейские политики вольно или невольно подтвердили причастность американцев к созданию Евросоюза.
Однако с тех пор геополитическая и макроэкономическая ситуация радикально изменились. Возможно, полвека назад Новый Свет действительно был всерьез настроен богатеть вместе со Старым, участвуя в экономическом соревновании с советским проектом. С приходом же Дональда Трампа Америка вознамерилась "вновь стать великой", похоже, уже за счет своего трансатлантического партнера.
Отношения между стратегическими союзниками сегодня проходят испытание, и никто точно не скажет, чем оно закончится. Как мне кажется, важным тестом на их прочность является Brexit.
Куда не возьмут Латвию
Если Соединенное Королевство действительно через пару-тройку лет покинет Европейский союз и опять примкнет к англосаксонской дуге, проходящей через Северную Америку, европейцам не останется ничего другого, как налаживать жизнь самостоятельно, без оглядки на трансатлантическую солидарность.
Это означает неизбежную трансформацию ЕС в более компактное пространство наподобие Европейского объединения угля и стали, в который целых полвека входили только Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.
Если возникнет необходимость поиска новых геополитических союзников, обязательства богатых стран субконтинента по отношению к бедным автоматически перестанут действовать. У "Соединенных Штатов Европы" просто не окажется лишних денег, чтобы содержать своих восточных соседей — без трансатлантической интеграции на счету будет каждый евро.
Все говорит в пользу того, что политика выравнивания, благодаря которой бывшие соцстраны и экс-республики СССР получали многомиллиардные дотации, закончится в 2020 году вместе с окончанием последней евросемилетки.
Вот тогда-то и наступит момент истины. К сожалению для стран Балтии, перспективы у них не самые радужные — предстоит научиться жить без финансовых подпорок, вступая в партнерские отношения с такими же небогатыми государствами, как и они сами.