Транзит

Таварс: перевалка угля из РФ в Латвии - не достижение, и для экологии плохо

Латвийские транзитные предприятия обеспокоены перспективами отрасли: простых денег, основанных только на географии, больше не будет, а привлечь грузы из Азии оказалось сложно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 27 фев — Sputnik. Представители Минсообщения Латвии и Балтийской ассоциации транспорта и логистики разошлись в оценках ситуации в транзитной отрасли. Одна сторона заявляет, что перевалку российских нефти и угля в прошлые годы нельзя считать достижением, и сейчас успешно идет диверсификация грузов, другая – что железная дорога и порты все время "идут по минусам", а повышение тарифов делает Латвию неконкурентоспособной.

Обмен мнениями состоялся в рамках дискуссионной передачи Латвийского радио 4 "Открытый вопрос".

Не все так плохо

По словам парламентского секретаря Минсообщения Эдгарса Таварса ("Единство"), до изменения тарифов Латвийской железной дороги в прошлом году наблюдалось падение по одним видам грузов и рост – по другим, но в январе 2018 года ситуация в целом – уже лучше, чем планировало предприятие Latvijas dzelzceļš.

Объем транзита в Латвии катастрофически упал, посол отправился в РЖД

Таварс пояснил, что в прошлом году в Латвии было перевалено больше российского угля, так как порты России замерзали. Но по сравнению с прежней ситуацией в перевалке энергетических грузов (нефтепродуктов и угля) очевидно, что, если Россия продолжит и дальше развивать свои порты, все энергоресурсы уйдут туда, и Латвия на них рассчитывать не может, подчеркнул Таварс.

"Если и будут какие-то энергогрузы – то не потому, что мы такие суперменеджеры, а потому, что Россия не справляется со всем объемом. Мы постоянно ищем пути диверсификации грузов. И то, что мы в предыдущие годы постоянно возили нефть и уголь, я не считаю большим достижением", — заявил Таварс.

По его мнению, Латвии нужно сконцентрироваться на привлечении контейнерных грузов.

"Да, мы (государство, операторы, порты) получали за каждую тонну деньги, но нам нужно идти в другом направлении, и сейчас уже заметны позитивные тенденции – например, больше стало контейнерных грузов. И с точки зрения охраны окружающей среды так тоже лучше. И грузы, которые не настолько много весят, как уголь, могут обладать большей добавленной стоимостью. Мы идем этим путем – и продолжим им идти", — заявил представитель Минсообщения.

Таварс указал, что объем контейнерных грузов, обслуживаемых в латвийских портах, уже вырос на 16%.

"Рекорд, никогда так много не было! Грузы ro-ro – плюс 17,6%, тоже, в принципе, рекорд. Уголь (не из-за конкуренции, а потому, что замерзали российские порты) – плюс 29%. Э-почта (бандероли) из Китая прилетает в Латвию, и отсюда мы ее отправляем дальше – больше чем 16 больших двухэтажных "Боингов" мы обслужили в прошлом году. Даже зерно через Лиепаю – тоже плюс 10%. Просто в тоннах это никогда не будет сравнимо с углем и другими грузами", — резюмировал Таварс.

Латвия поддержала санкции, пусть ЕС поможет грузами

Руководитель Балтийской ассоциации транспорта и логистики Инга Антане, напротив, считает, что 2017 год для сектора транзита был "очень плохим". Перевозки по железной дороге оцениваются ассоциацией только примерно в 43 миллиона тонн, тогда как в 2016-м было перевезено 47 миллионов тонн, и это еще считалось плохим показателем.

"Мы все время идем по минусам, все время снижается грузопоток, и тенденция не самая хорошая. Очень трудно прогнозировать как будет в этом году, потому что в январе-феврале грузов всегда бывает побольше, это связано с зимними условиями в портах России. Запрос на февраль был большой по грузам, около 1,5 миллиона тонн – разрешение РЖД дали примерно на 600 тысяч тонн… Лучше, чем ничего", — отметила Антане.

Латвийский сектор транзита жалуется на отношение со стороны России

По ее словам, "абсолютно понятно", что латвийские порты не могут быть сезонно транзитными", и им нужно решить, что они будут делать в апреле и мае.

Антане в очередной раз раскритиковала решение Латвийской железной дороги повысить тарифы за пользование инфраструктурой. "Всех клиентов интересует цена, они всегда спрашивают, сколько. И смотрят, каков самый выгодный путь доставки груза", — подчеркнула Антане.

Глава ассоциации считает, что латвийским политикам нужно на уровне ЕС говорить о солидарности в транзите.

"Если есть санкции, и наше государство, как всем известно, связано с Россией, то нам надо на уровне Евросоюза говорить, что, может быть, есть какая-то возможность некоторые грузы, идущие через Антверпен или Роттердам, пускать через Латвию. Этот вопрос надо поднимать на другом уровне! Если мы солидарно идем по санкциям, если наши порты – крупные, входящие в сеть Евросоюза, – надо говорить, как можно помочь нашим евросоюзным портам, Рижскому и Вентспилсскому. В чем проблема переправить какие-то грузы из Германии в Латвию?" — заявила Антане.