РИГА, 20 фев — Sputnik. Президент Банка Латвии Илмарс Римшевичс на пресс-конференции объяснил, почему владелец банка Norvik Григорий Гусельников обвиняет его в вымогательстве, пишет Rus.db.lv.
"Это человек (Гусельников) жаловался мне, что никто его в Латвии не любит, что ему тяжело тут работать и все в Латвии коррумпированы. — рассказывает Римшевич. — Однажды он попросил меня, чтобы я помог ему в деле Winergy. Попросил, чтобы я позвонил генеральному прокурору, премьеру, чтобы я помог в этом деле".
Спор между Norvik bankа и компанией Winergy, которая управляет крупнейшим в Латвии парком ветрогенераторов в Вентспилсском крае, длится с мая 2013 года. Тогда банк досрочно расторг договоры кредитования и потребовал вернуть одолженные Winergy 50 млн евро, но предприятие назвало это попыткой рейдерства. Этот конфликт упоминается в иске Norvik против Латвии.
"2015 год закончился для банка Norvik без аудита, — пояснил Римшевичс. — Хороший вопрос — как такое могло произойти. А 2016 год закончился для банка огромными убытками. Ситуация тогда ухудшалась каждый день — уже были отменены долларовые расчеты, сам банк нес убытки. В то время Norvik хотел купить украинский "Сбербанк", но глава Центрального банка Украины на встрече со мной сказал, что никогда не позволит этого, так как понимает, какие схемы там задействованы. Потом Norvik захотел купить Citadele banka, но это у них не получилось. Активы Winergy по-прежнему заложены, а квоты по OIK приостановлены. Гусельников понимал, что в такой ситуации банку будет трудно развиваться, поэтому он пришел ко мне и попросил помочь продать Norvik".
После того, как Римшевичс отказался это сделать, Гусельников сказал, что ему больше ничего не остается, как судиться с государством.
Римшевичс считает, что банк Norvik может потерять лицензию.
"Поэтому Гусельников понял, что в Латвии ему больше нечего ждать, — считает Римшевичс. — Гусельников утверждает, что наш банковский регулятор слишком сильно контролировал банк и выполнял мои команды. Но еще раз хочу повторить, что Банк Латвии не контролирует и не надзирает за коммерческим банками! Я просто не могу оказывать никакого давления на регулятор, в правлении которого находятся пять человек".
Репутация на кону
Эксперты, обсуждавшие обвинения Гусельникова в адрес Римшевичса в эфире программы "Открытый вопрос" Латвийского радио-4, изложили свое мнение о том, почему конфликт стал публичным только сейчас.
Журналист Сандрис Точс напомнил, что членом совета Norvik недавно стал Андерс Расмуссен, бывший генсек НАТО.
"Всегда есть две части истории. Люди такого уровня, конечно, с удовольствием за деньги сидят в советах банков, больших энергетических компаний и т. д… Это, конечно, ничего для банка не меняет. Но есть одно "но": для этих людей меняет. На кон ставится их репутация. Я думаю, что человек, который руководил НАТО, все еще подлежит охране со стороны служб безопасности НАТО.
Он должен наверняка — и, я думаю, он пользуется этим — задать вопрос: а могу ли я там сидеть и не будет ли там проблем? Если бы это был совершенно "грязный" банк, ему бы сказали: "Ну, нет". Он может выбрать банк, где сидеть в совете — у него нет, я думаю, проблем с трудоустройством", — согласился политолог Филипп Раевский.