Транзит

Латвия не будет даром защищать БелАЭС – от Минска ждут плату грузами

Рига и Минск подписали соглашение о взаимодействии в области атомной энергетики. Тем самым Латвия фактически заявила себя региональным адвокатом Островецкой АЭС. Плату за эти услуги латвийская сторона хочет получить белорусскими грузами, отобранными у Клайпеды
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Прибалтийские соседи, внешнеполитические союзники — Латвия и Литва — продолжают взаимное интриганство. Предмет дележа — белорусский транзит. В условиях сокращения российского грузопотока через латвийские морские гавани и неоправдавшихся надежд на Китай Беларусь становится особенно лакомым куском для портовиков региона. Куском, на который претендуют три игрока: Латвия, Литва и Россия, пишет автор Sputnik Литва Андрей Стариков.

Российские попытки перенаправить белорусский транзит на собственные гавани за счет скидок ОАО "РЖД" пока не дают ощутимых результатов. И хотя председатель государственного концерна "Белнефтехим" Игорь Ляшенко сообщил, что в 2018 году Минск готов экспортировать через порты РФ до одного миллиона тонн нефтепродуктов, такой объем — лишь капля в море. Основная часть белорусских грузов продолжает обрабатываться в литовской Клайпеде.

Грузопотоки имеют сильный инерционный характер, от протоптанных маршрутов не отказываются в одночасье. НПЗ Беларуси объясняют продолжение работы с прибалтийской инфраструктурой долгосрочными контрактами.

В Белоруссии рассказали, какие порты для ее транзита будут основными

Сам по себе литовский транзитный коридор действительно выглядит привлекательно: гибкая тарифная политика местных стивидоров, более короткие по сравнению с российскими предложениями расстояния. Одно но: внешняя политика прибалтийской республики на корню уничтожает ее транзитный потенциал.

В декабре 2017 года посол Республики Беларусь в Литве Александр Король предупредил литовцев о возможном уходе белорусских грузов. "Наши предприятия также внимательно прислушиваются к подобного рода рекомендациям (о переориентации транзита — ред.), и у них возникают закономерные вопросы, насколько долговечными могут быть взаимоотношения с (литовскими) партнерами при таких заявлениях и подходах", — сообщил дипломат.

"Такие заявления и подходы" — это непрекращающиеся безумные нападки на строящуюся в Гродненской области АЭС, самодурные призывы литовских политиков прекратить c Минском политический диалог, взращивание в Клайпеде белорусской оппозиции. Лицемерная прибалтийская формула "экономика — отдельно, политика — отдельно" не может работать вечно. Трудно делать совместный бизнес, когда партнер в тебя постоянно плюется, оскорбляет, ругается. Посол Белоруссии в Вильнюсе напомнил об этом.

Но литовские политики к белорусским замечаниям глухи. Транзитный триумф ослепляет: в 2017 году через морские ворота прибалтийской республики было перевалено на 7,2 процента больше грузов, чем годом ранее. Абсолютный рекорд в истории порта. Основной получатель и отправитель этих грузов — Беларусь. Уже анонсированы работы по углублению Клайпедского государственного морского порта в заливе Малку. В общем, у литовских портовиков все хорошо, особенно на контрасте с соседями.

Латвия и Беларусь обсудили АЭС, хоккей и украинское зерно

Ежегодное падение грузооборота таллинской гавани последние три года измеряется двукратными значениями: в 2015 году объем перевалки просел на 20,8 процента, в 2016-м — на 10,3 процента, за девять месяцев 2017-го — на 9,2 процента. В январе порт Таллин начал распродажу оборудования обанкротившегося угольного терминала порта Мууга. Грузов нет. Желающих перезапустить терминал — тоже.

Дела с латвийскими гаванями обстоят столь же безрадостно. Грузооборот порта Рига по итогам года сократился на девять процентов. Ориентированный на нефтеперевалку порт Вентспилс оттолкнулся от дна и показал семипроцентный рост, однако в сравнении с 2012 годом падение перевалки здесь составляет 34 процента.

К 2022 году объем российских грузов — нефтепродуктов, угля, минеральных удобрений — в портах Латвии просядет на 27 процентов, к 2030-му — на 67 процентов, прогнозирует латвийский аналитический центр Certus. Латыши и эстонцы слишком долго отделяли бизнес от политики в отношениях с Россией. Теперь расплачиваются за это своей транзитной отраслью.

Литовские политические оптимисты уверены: участь соседей их не коснется. Но в Латвии урок усвоили и теперь запускают план "Перехват". Белорусский транзит — слишком лакомый кусок, чтобы за него не побороться.

Реверанс в белорусский адрес ожидаемо сделан там, где отношения Минска и Литвы наиболее конфликтны, — в вопросе энергетики. Несмотря на многочисленные уговоры литовцев, Рига так и не присоединилась к "крестовому походу" против БелАЭС. Наоборот, на фоне литовских атак на белорусскую атомную станцию начинает оформляться новое качество латвийско-белорусского энергетического диалога, немыслимое ранее.

Совет министров Республики Беларусь 7 февраля одобрил проект соглашения с Латвией о взаимодействии в области атомной энергетики. Латвийский премьер Марис Кучинскис тут же отправился в Минск, чтобы подписать документ, встретился с президентом Лукашенко, главой белорусского правительства Кобяковым. Говорили по существу: про энергетику, логистику, транзит. После переговоров сторон Белорусская атомная электростанция была объявлена общим достоянием региона, а Латвия фактически заявила себя в качестве ее адвоката. Разумеется, не задарма, а в надежде оттяпать часть грузов у Клайпедского порта.

Объем транзита в Латвии катастрофически упал, посол отправился в РЖД

И сделать это получится. В ходе белорусско-латвийской встречи стороны максимально доходчиво увязали политику и бизнес: внешнеполитическая поддержка белорусского атомного проекта идет в обмен на транзит.

В то время как в Литве за БелАЭС официально закреплен статус угрозы национальной безопасности, соседняя Латвия оформляет с Минском контуры энергетического диалога.

Наградой за конструктив официальной Риги станет рост грузопотоков из Республики Беларусь через Латвию. Объемы перевалки через Клайпедский порт поредеют.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.