Bloomberg: ЕС не желает становиться демократичнее

Официальный Брюссель отвергает все попытки сделать его деятельность более прозрачной и понятной избирателям
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 9 фев — Sputnik. В Европейском союзе давно существует проблема с легитимностью: его управляющие органы — за исключением тех, в которые входят главы государств и министры — не интересуются нуждами обычного избирателя и не несут перед ним ответственности, пишет Bloomberg.

И, как показали последние провалившиеся попытки реформ, несмотря на всю их риторику, брюссельским бюрократам такое положение вещей нравится.

Евросоюз уничтожает латышей, или До чего докопались в Politico
Избиратели могут повлиять на политику ЕС двумя способами. Во-первых, они избирают глав государство, которые потом в Совете Европы определяют руководящие принципы политики блока. Также главы правительств выбирают министров, которые являются законодателями совместно с Европарламентом.

Во-вторых, избиратели выбирают евродепутатов. Однако мало кто понимает, чем, собственно, занимается Европарламент, и из-за этого явка на последних двух выборах не превысила 43%, при том, что выборы в Ассамблею европейских сообществ в 1979 году собрали 62% избирателей.

Оказавшись в Брюсселе, представители национальных партий собираются в межнациональные фракции с незнакомыми названиями и неизвестными лидерами. Кроме того, они не могут сами предлагать законы, а должны просить об этом Еврокомиссию, которая представляет собой нечто вроде правительства ЕС.

Чижов: Евросоюз сам загнал себя в тупик
К примеру, большинство евродепутатов выступают против перехода на зимнее и летнее время, однако во время голосования они могут только попросить Еврокомиссию провести "всестороннее исследование" вопроса о том, стоит ли отменить эту практику.

Президента Еврокомиссии выбирают каким-то мудреным способом, причем процесс возглавляет фракция с самым большим количеством голосов. Так как избиратели не выбирали эту фракцию напрямую, выборы главы ЕК не выглядят демократическими.

Теперь, когда Великобритания покидает ЕС, она оставляет вакантными 73 места в Европарламенте. Некоторые евродепутаты и эксперты предложили создать из них так называемый "межнациональный список". По их мнению, это поможет представить избирателю существующие в Брюсселе партии, а партиям — вести предвыборную кампанию на основе европейских, а не национальных идей.

"Наконец-то европейцы смогут голосовать за того, что представит их интересы лучше всех," — написали сторонники предложения в открытом письме. "Граждане, у которых больше общего с иностранными единомышленниками, чем с согражданами, наконец-то смогут объединиться и получить представительство".

Если этот эксперимент сработал, его можно было бы со временем распространить на весь Европарламент.

Politico: ЕС обходится европейцам в полчашки кофе
Это предложение, которое поддержали президенты Франции, Испании и Италии, не помогло бы решить проблему слабости Европарламента, который никак не оправдывает свой двухмиллиардный годовой бюджет. Но хотя бы у избирателей появился бы шанс разобраться в различиях между политическими группами. Например, почему португальский Левый блок входит в группу "Лево-зеленые Севера"?

Если бы за европейские партии можно было голосовать напрямую, избирателям не только было бы понятнее, за что те выступают, они смогли бы влиять на выборы президента Еврокомиссии.

Однако в среду Европарламент отверг идею межнациональных списков. Почему? Это якобы излишне усложнит избирательный процесс и будет противоречить миссии Евросоюза как места, где собираются нации. Вместо этого парламент просто сократит количество мандатов и распределит оставшиеся между странами.

В то же время парламент отказался отменить действующий метод избрания президента Еврокомиссии. Очевидно законодателям, которые не стесняются получать более высокую зарплату, чем парламентарии в большинстве стран ЕС, не имея и доли их ответственности, этот процесс кажется открытым и демократичным.

Трухачев: ЕС может сократить финансирование Венгрии
Если бы Евросоюз серьезно хотел сделать свой процесс принятия решений более прозрачным, то мог бы вспомнить предложение бывшего главы МИД Великобритании Джекса Стро об отмене института Европарламента. Национальные парламенты могли бы несколько раз в год делегировать депутатов для голосования, или этим просто могли бы заняться правительства: в них уже входят избранные политики, и воплощать европейское законодательство в жизнь тоже приходится им.

При этом межнациональные списки лучше всего подходят для выбора президента Еврокомиссии. Эту идею в свое время предлагали бывший министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, бывший глава польского МИД Радослав Сикорский и главный федералист Европарламента Ги Верхофстадт. Выборы, сравнимые по размаху с президентскими в США, с кандидатами, ведущими избирательную кампанию в каждой стране, могли бы прибавить ЕС легитимности и дать ему публичных лидеров вместо высокопоставленных бюрократов.

Однако на такие радикальные перемены нет никакой надежды, пока действующий истеблишмент стремится защитить статус кво даже от самых робких перемен. Еврочиновники стремятся как можно сильнее запутать избирателя, которому должны служить.