РИГА, 2 фев — Sputnik. После того, как Германия дала разрешение на строительство газопровода "Северный поток — 2" в своих водах, стало очевидно, что никаких серьезных препятствий у проекта нет и он будет реализован в срок. Балтия, которая резко критиковала газопровод, смирилась, но, скорее всего, после реализации проекта вместе с Польшей попытается создать всевозможные бюрократические преграды для эксплуатации, пишет газета Diena.
Строительство российского газопровода уже не затормозят ни решение властей Дании о том, что государство может запретить строительные работы в своих территориальных водах не только из-за экологических, но и политических соображений, ни поддерживаемые США претензии Польши и Украины, пишет издание.
"США не готовы к затяжному политическому и экономическому конфликту с Германией ни из-за "Северного потока — 2", ни из-за интересов Польши и Украины. Берлин все-таки в другой весовой категории, чем Варшава и Киев", — говорится в статье.
Германия крайне заинтересована в строительстве газопровода. Поставки дешевого российского газа по маршруту, на котором нет посредников, не только позволяют сохранить высокую конкурентоспособность важных отраслей экономики Германии (в особенности химической промышленности), но и делают Германию главным распределительным пунктом газа в Европе. В свою очередь, контроль за потоком энергоресурсов означает рост политического влияния, пишет газета.
Строительство – только первый этап борьбы
В то же время строительство "Северного потока — 2" — это только первый этап борьбы. У противников газопровода даже после окончания строительства по-прежнему останутся возможности ограничить использование его мощностей, а также создавать всевозможные бюрократические преграды для эксплуатации, говорится в статье.
Правда, и в этом случае исход, скорее всего, будет благоприятным для Германии, однако такие задержки могут вынудить Россию сделать хотя бы частичные уступки в энергетических отношениях с Украиной и Польшей, сохраняя некоторые объемы транзита газа через Украину и после 2019 года.
На долгосрочную перспективу будущее газопровода "Северный поток — 2", очевидно, решено, это наглядно подтверждают также перемены в позиции стран Балтии — возражения с их стороны в последнее время стали тише и скромнее, заключается в статье.
"Северный поток — 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком".
Ряд стран Европы и США выступают против строительства нового газопровода. По их мнению, проект несет в себе риски геополитической дестабилизации и может привести к ограничению конкуренции.
В ноябре Еврокомиссия предложила внести поправки к газовой директиве ЕС, которые могли бы распространить правила Третьего энергопакета на будущие морские участки газопроводов. В настоящее время на "Северный поток — 2" не распространяются все правила внутреннего рынка Евросоюза, Третьего энергопакета, так как трубопровод не будет проходить по наземной части ЕС, а пойдет по дну моря. Поэтому ЕК выражает желание достичь соглашения с РФ касательно ряда ключевых принципов, которые она хотела бы распространить на работу этого газопровода.
Среди этих принципов — прозрачность функционирования газопровода, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать голубое топливо, а также разделение деятельности по продаже и транспортировке газа.
Голосование по поправкам к Газовой директиве Евросоюза, которые затрагивают работу морских газопроводов, пройдет в комитете Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике (ITRE) 21 марта.
В России неоднократно заявляли, что "Северный поток — 2" является чисто экономическим проектом и тезис об "ущербе энергобезопасности" Европы не выдерживает критики — напротив, диверсификация маршрутов транспортировки газа позволит уменьшить транзитные риски и повысит надежность газоснабжения его потребителей. При этом маршрут "Северного потока — 2" до Германии почти на две тысячи километров короче, чем через Украину, что снижает стоимость его доставки.