РИГА, 29 янв — Sputnik. Посол Латвии на Украине Юрис Пойканс рассказал в интервью украинскому изданию "Деловая столица", боится ли Латвия применить вето при голосовании в ЕС по вопросу антироссийских санкций, объяснил, почему, с его точки зрения, институт неграждан не является дискриминацией, и назвал причины, по которым латыши не хотят отмечать 9 Мая.
Захотим – наложим вето на санкции
Латвия не боится санкций Евросоюза за возможное применение права вето при обсуждении продления антироссийских санкций, но, чтобы его применить, страна должна почувствовать сильное ущемление национальных интересов, заявил Пойканс. Так латвийский посол прокомментировал обвинения в несамостоятельности Латвии при принятии решений, касающихся России.
"Что касается санкций Евросоюза за возможное применение Латвией права вето, то мы не боимся этого. Тем более, не так легко ввести санкции против суверенного государства ЕС", — заявил посол.
По словам Пойканса, от введения Евросоюзом санкций в отношении России и ответного эмбарго больше всего пострадали предприниматели.
"К примеру, наши шпроты: раньше они активно поставлялись в Россию, Белоруссию и на Украину. Понятно, что пострадало местное самоуправление в городах, где размещались предприятия по производству рыбной продукции. Сейчас они ищут новые рынки. Но Латвия и РФ уже привыкли к такой ситуации", — заявил дипломат.
Он отметил, что санкционный режим критикуют в основном представители регионов, больше всего завязанных на российском рынке, но в целом, по его мнению, большинство латвийцев выступают за сохранение экономических ограничительных мер.
Сейчас в вопросе антироссийских санкций, несмотря на дискуссии внутри ЕС, сохраняется консенсус — ни одна страна не решилась наложить вето при голосовании.
"Есть страны, регулярно выступающие против. Но, когда вопрос обсуждается в Брюсселе, возражений нет. Понятно, что у ряда стран есть личные интересы к РФ и они хотят показать свою позицию. Но ЕС — весьма сложная система…" — отметил дипломат.
Зависимость от России
Для Латвии невозможно полностью выйти из-под влияния России, и Рига никогда не ставила своей целью освободиться от кого-то, заявил Юрис Пойканс.
Посол отметил, что Россия занимает третье место в латвийском торговом обороте (после Эстонии и Литвы). Она играет главную роль в транзите, и Рижский порт преимущественно работает за счет грузов из РФ. По газовому вопросу, по словам Пойканса, Латвия "зависима от РФ на 99%, и компания Latvijas gāze частично принадлежит "Газпрому".
Комментируя планы Латвии отсоединиться от так называемого энергокольца БРЭЛЛ, Пойканс заверил, что это делается не для того, чтобы "создавать проблемы для Калининградской области".
"Что касается выхода из БРЭЛЛ, дискуссии ведутся с 2008–2009 годов. Это связано с необходимостью гармонизации со странами ЕС и Центральной Европы. В РФ о наших дискуссиях знают. Но данный процесс не столь быстрый, и ранее 2025 года никаких изменений не будет", — заявил латвийский дипломат.
Пойканс отметил, что при всей риторике Латвия старается искать пути практического взаимодействия с Россией. И если у Калининградской области при выходе Балтии из БРЭЛЛ возникнут сложности — Латвия будет выносить этот вопрос на обсуждение, заверил дипломат.
"Наша страна — член ЕС, и логично, что в энергосфере мы хотим переключиться на общеевропейский рынок. Возможно, РФ видит в этом трагедию и шаг, направленный против нее. Но это не так. Если российские партнеры считают иначе, мы готовы к диалогу", — заявил Пойканс.
Проблема неграждан
Национальные меньшинства считают дискриминацией систему неграждан в Латвии, однако, "с другой стороны, у нас 50 лет не было государственности", заявил Юрис Пойканс.
"За советское время в Латвии изменился этнический состав: в 1939 году латыши составляли 75%, а в 1989-м — 52% (в царское время, в 1897 году, латышей было 70%). Поэтому в начале 1990-х годов в Латвии приняли закон о гражданстве, при котором даже натурализация стала невозможной. И это было восстановление исторической справедливости", — заявил посол.
По его мнению, сегодня, чтобы произошли изменения, должен быть внутриполитический консенсус, которого нет.
"И ни одна политическая сила Латвии не пойдет на изменение существующей системы, ибо это непопулярно в обществе. Конечно, национальные меньшинства называют ее дискриминацией. Но, с другой стороны, у нас 50 лет не было государственности", — сказал дипломат.
Он отметил, что сейчас "неграждан" в Латвии меньше.
"Если в начале 1990-х годов их было 700 тысяч человек, то ныне — около 230 тысяч. Но это тоже серьезная цифра. Зато сегодня можно пройти процесс натурализации (это сделали свыше 150 тысяч человек), хотя у большинства такого желания нет. Главная причина — потеря безвизового режима с РФ", — пояснил Пойканс.
Пересмотр истории
История меняется настолько быстро, что по Второй мировой войне в Латвии консенсуса не будет никогда, считает посол балтийской страны на Украине Юрис Пойканс.
"В Латвии есть люди, которые отмечают 9 Мая, и я считаю, что им не надо мешать. С другой стороны, в Латвии немало семей, пострадавших от репрессий Сталина, и тех, кто бежал в 1944 году, опасаясь прихода Советской армии. Поэтому в данном случае нет черно-белой истории", — заявил Пойканс.
Он пояснил, что большинство жителей Латвии не считает 9 мая Днем Победы, потому что после 1945 года страна не восстановила независимость, а стала частью СССР.
"Если бы советское правительство восстановило нашу независимость хотя бы в виде народной демократии, отношение к СССР было бы иное. Тем не менее мы стараемся смотреть на историю максимально нейтрально. Никто не оспаривает победу СССР над фашизмом и человеческие потери. Но у каждого народа Европы свое восприятие того времени", — заключил посол.