"Троянский порт": китайские инвесторы беспокоят Швецию

Китайская компания намерена построить в Швеции крупную глубоководную гавань, однако многие опасаются, что вслед за этим последует российское вторжение
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 12 янв — Sputnik. Планы Китая построить крупный порт на западе Швеции вызывали споры в стране, пишет Sputnik International.

О том, что в городе Люсечиль лёна Вестра-Гёталанд будет построен гигантский порт, стало известно в конце прошлого года. Маленькая гавань для яхт должна превратиться в крупнейший контейнерный порт в Северной Европе, способный принимать 400-метровые суда. Помимо строительства глубоководной гавани план также предусматривает крупные инвестиции в железные и автомобильные дороги региона, строительство нескольких отелей, школ и больниц, а также создание тысяч рабочих мест.

​​Однако, когда выяснилось, что потенциальный инвестор, компания Sunbase, принадлежит китайскому бизнесмену Гао Цзиндэ, связанному с руководством Китая, и что ранее принадлежавшие Sunbase земельные участки в Гонконге были переданы китайской армии, энтузиазм по поводу проекта заметно снизился.

Многие скептики утверждают, что "Люсечина" (комбинация слов Люсечиль и шведского Kina — Китай) — это часть стратегии Китая по подрыву национальных интересов Швеции.

"Мы не можем позволить маленькому самоуправлению решать вопросы национальной безопасности. вопрос не только в экологии, но и в последствиях того, что такая супердержава как Китай построит в Швеции глубоководную гавань", — говорит местный житель доктор Магнус Седерхольм.

Мари Карлссон, китаевед Гетебургского университета, назвала решение муниципалитета Люсечиль о строительстве гавани "абсурдным" и подчеркнула необходимость анализа того, насколько этот проект повлияет на национальную безопасность Швеции.

Игне Лёфгрен из муниципального совета Люсечиля подчеркнула влияние проекта на экологию архипелага, так как он предполагает строительство новых дорог.

"Количество рабочих мест при этом не увеличится — китайцы будут строить порт сами, а разгрузка контейнеров будет происходит автоматически", — говорит она.

Журналист ​Norrköpings Tidningar Ханс Стиггсон сравнил экономическую экспансию Китая с "колониализмом" и заявил, что испытать тот же самый империализм, который Европа веками насаждала в других частях света, будет для нее полезным уроком.

Колумнистка Aftonbladet Саба Бене Перленберг даже назвала Люсечиль "Скандинавской Троей" и предположила некий сговор между Китаем и Россией, который прежде отказали в использовании порта на шведском острове Готланд для строительства газопровода "Северный поток-2".

"Учитывая геостратегическое сотрудничество Китая с Россией, китайский порт в Люсечиле, вблизи крупнейшего порта Скандинавии в Гетеборге и рядом с членом НАТО Норвегией — это очень глупая идея. Пока Швеция будет искать поддержки западных союзников во время кризиса, партнер России Китай уже будет на нашем западном побережье, и сможет заблокировать помощь для Швеции, Финляндии и Новегии", — написала она.

Фрида Валлнор, экономический журналист Dagens Industri, однако, подчеркнула, что в вопросе прямых иностранных инвестиций Швеция отстает от соседей, а также, из-за отсутствия собственной глубоководной гавани, зависит от иностранных портов. Опасения по поводу китайских инвестиций она называла "глупой жадностью".

"Каждый, кто верит в грядущую аннексию Швеции Китаем, должен сделать шаг назад и вернуться к реальности. Если мы откажемся от китайской компании в Люсечиле, нам надо будет изгнать гонконгскую MTR, которая управляет стокгольмским метро, или саудовскую Preem, которой принадлежит завод по очистке нефти в том же Люсечиле", — написала она в колонке.