РИГА, 12 янв — Sputnik. Грузооборот Рижского свободного порта по итогам 2017 года сократился на 9,2% и продолжит снижаться в этом, однако уже не так заметно, заявил в интервью LTV вице-мэр Риги, председатель правления порта Андрис Америкс. Основная причина спада – сокращение перевалки российских нефтепродуктов. Ставку в порту теперь делают на привлечение сыпучих и контейнерных грузов.
"Главное, что сейчас влияет на ситуацию в Рижском порту — несомненно, нефтепродукты, их перевалка сократилась на треть, по сравнению с ситуацией годичной давности. Но если смотреть динамику нескольких лет — то почти наполовину. Все эти нефтепродукты сейчас грузятся в Приморске, Усть-Луге — в российских портах, где создана нужная инфраструктура", — сказал Америкс.
По его словам, альтернативой для Рижского порта сейчас являются другие грузы — на 15% возросло число обслуживаемых контейнеров. Впервые в Рижском порту перевалено 450 тысяч контейнеров.
Сократился и объем переваливаемого в порту угля.
"Угля у нас (в 2017 году – ред.) было на 1,5 миллиона тонн меньше. Если в лучшие, тучные годы мы грузили по 14 миллионов тонн, это была треть всего оборота порта, то теперь мы дошли до 11,5 миллиона", — посетовал Америкс.
"В то же время, если бы мне сказали, например, что на старом терминале минеральных удобрений Alfa Osta, существующем с советских времен, теперь будут грузить зерно, — всего пару лет назад, услышав это, я бы сказал, что звучит довольно-таки фантастически. Но сегодня в отдельных резервуарах там сгружается зерно. Это еще одна альтернатива в развитии сегодняшней деятельности порта", — добавил председатель правления.
По его мнению, несмотря на значительный спад грузооборота, в дальнейшем порт будет работать, как и сто лет назад.
"Рижский порт как работал последние сто лет, так и продолжит стабильно работать, и сегодня те рабочие места, что там есть, — это важный аспект и с точки зрения социальной защищенности. Порт стабилен, и он будет работать", — заявил Америкс.
"Хочу сказать: все эти группы грузов будут, работа — будет, но, повторюсь, остается российская политика, есть санкции Евросоюза. Единственное, что сейчас спасает нефтепродукты, — это, хоть их поток из России и сокращается, продолжающееся отличное сотрудничество с Белоруссией. Потому что из Белоруссии поступает даже больше нефтепродуктов, чем в прошлом году", — заключил Америкс.
Порты Латвии, Литвы и Эстонии лишились значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. Страны Балтии ищут другие грузы, которые могли бы заместить российские и компенсировать значительный спад прибыли. Один из перспективных вариантов — транзит грузов из стран Азии, в особенности из Китая в рамках проекта "Новый шелковый путь".
В начале октября 2017 года в Латвию прибыл первый контейнерный поезд с грузом пищевых добавок из Китая. Новый маршрут контейнерного поезда Урумчи — Алтынколь — Рига — Роттердам был организован при сотрудничестве китайских, казахских, российских и латвийских железных дорог.