РИГА, 11 янв — Sputnik, Владислав Федотов. Фигуристка из Елгавы Диана Никитина заявила о себе еще в 2014 году, однако был момент, когда она едва не рассталась со спортом навсегда, зато теперь спортсменка готовится к чемпионату Европы и Олимпийским играм в Пхенчхане. О том, что подвигло ее не бросать карьеру, Никитина рассказала в интервью Sputnik Латвия.
Разговор с Никитиной состоялся накануне Рождества. Спортсменка воспользовалась праздничной паузой и прилетела на несколько дней домой, чтобы отметить праздники в кругу семьи. Именно семья и определила дальнейший путь девочки и тот образ жизни, который Диане теперь приходится вести практически ежедневно.
Поход на шоу и подарок бабушки
Незадолго до своего четвертого в жизни дня рождения Диана с родителями как-то посетила детское ледовое шоу в родной Елгаве, где девочку очень впечатлили выступления маленьких фигуристов.
"Я была в полном восторге, и вскоре бабушка подарила на день рождения мои первые коньки", — вспоминает Диана.
С этих коньков все и началось. Фигуристка все громче и громче заявляла о себе на юниорских турнирах, а к началу прошлого сезона Диана стала в Латвии твердым вторым номером в женском одиночном катании после Ангелины Кучвальской и уже готовилась к своим первым взрослым соревнованиям.
Как полтора месяца ожидания превратились в четыре
Прошлый сезон должен был стать непростым, поскольку переход из юниоров во взрослую группу не всем дается легко, но того, что будет настолько тяжко, не ожидал никто. Неприятности начались практически сразу — осенью, в октябре 2016 года.
Вернувшись домой, Диана пошла в Олимпийский центр к местным врачам, где ее посмотрели и сообщили: надрыв связок. Кроме того, в стопе образовалось большое скопление воды, нога сильно распухла, посинела и выглядела кошмарно. Опять же в центре Диане сказали, что нужно полтора месяца отдохнуть, а потом походить на физиотерапию, чтобы восстановиться.
Но через полтора месяца здоровье не поправилось. Никитина снова отправилась к врачам. Доктора осмотрели ногу и пришли к выводу, что связки уже зажили, только вода никуда уходить не собиралась и по-прежнему скапливалась, отчего нога была постоянно отекшей. В итоге врачи посоветовали попытаться выйти на лед и посмотреть, пойдет — не пойдет. Диана попробовала.
"Нога жутко болела, затягивать в коньки было очень сложно — получалось, что передавливала и кататься толком не могла. Ни физически, ни морально. В итоге мне сказали: сиди дома", — рассказывает фигуристка.
Волшебный укол
Время шло, а нога не проходила. Диана сильно расстроилась, поняв, что отобраться на взрослый чемпионат Европы у нее уже не получится. До конца января 2017 года она просидела дома, пока в Олимпийском центре ей не предложили сделать один укол. Точнее, их было три, и как пояснили врачи, – это такая рефлексотерапия.
Придумали укол в Латвии, и действует он по методу — клин клином вышибают, ну, или боль выбивают болью.
"Было ужасно больно, я плакала и кричала, но пережила эти уколы, а вскоре как-то и вода испарилась, и нога стала проходить. Она еще побаливала, конечно, но уже не так сильно", — вспоминает Диана.
До юниорского первенства мира оставался еще месяц, позади же были четыре месяца простоя. Никитина решила готовиться. Собрала все свои прыжки, вспомнила программы.
"Первые две недели я просто вкатывалась, потом начала прыгать. Все давалось тяжело, — признается Диана. — Ведь за это время я еще и набрала немного вес. Поехала все-таки на соревнования, но показать там мне ничего не удалось. В произвольную программу даже не попала. Для меня этот был удар ниже пояса. Месяца в итоге оказалось слишком мало, да и чисто психологически собраться после столь долгого отсутствия соревновательного опыта было сложно".
Пора заканчивать
Из-за всего случившегося у талантливой 16-летней спортсменки появились мысли — а не пора ли закончить с фигурным катанием. "Зачем и для чего мучиться, здоровье все-таки важнее, — задавалась вопросом Диана. — Тело дано одно и на всю жизнь".
"Ну, на две недели я закончила, — продолжает Диана. — Совсем не каталась, а потом говорю маме: "Я все-таки попробую, постараюсь". Мама сказала: "Твое решение". Стала потихоньку выходить на лед, но особо не усердствуя, еще и к экзаменам надо было готовиться. Может, раз в неделю удавалось покататься. А так, можно сказать, забила на фигурное катание, хотя в душе хотелось вернуться и начать сначала", — призналась Никитина.
Два письма
В тот момент Диана Никитина приняла решение, ставшее для нее впоследствии судьбоносным, решение, которое довольно сильно подчеркивает ее характер.
"Было понятно: надо что-то менять, но не ясно что и с чего начинать снова. Тренеры отстранились, а я, посидев дома еще немного и поразмышляв, решила, что если хочу начать все заново, то надо это делать так, чтобы мне помогли расти. Потому как последние два года прогресса не видно. Прыжки все те же, пусть и самые сильные, но оставался непочатый край работы со скольжением, хореографией. Хотелось привести себя в новый и потрясающий вид", — поясняет Никитина.
Тогда Диана села за стол и написала два письма. "Если на одно ответят "нет", то отправлю второе другому тренеру. Ну а если и там откажут, то точно закончу с фигурным катанием", — решила она.
Первое письмо было адресовано швейцарскому фигуристу Стефану Ламбьелю. Ответил его менеджер Кристофер Тревизан, задав попутно уточняющие вопросы. Никитина написала еще раз, рассказав, почему хочет поменять тренера, и добавила к письму свои видео с катанием, список соревнований, в которых участвовала, и оценки в них. После этого Диану пригласили в Швейцарию на четырехдневный просмотр.
Чтобы привести себя в форму, у Дианы в запасе оставалось всего две недели, в течение которых она ездила в Марупе и готовилась там во время массовых катаний.
Свое желание тренироваться у известного фигуриста Ламбьеля спортсменка объяснила тем, что он с детства был ее кумиром и она всегда восхищалась его хореографией.
"Не знаю, может, потому, что он был моим кумиром с детства. Ну и, наверное, еще потому, что как раз компоненты — та же хореография, скольжение — у него всегда были идеальными, даже если не шли прыжки. Именно этого и не хватало мне. И то, что к тому времени у него уже занимался Денис Васильев (еще один талантливый латвийский фигурист), никоим образом на мое решение не влияло", — утверждает Диана.
А второе письмо предназначалось американскому тренеру Рафаэлю Арутюняну.
"Он меня уже знал, видел на юниорских Гран-при. Какое-то время у меня был тренер-армянин, его ученик. Так, он всегда снимал мои прыжки и отправлял видео в Штаты. Арутюнян в ответ присылал корректировки, как мне лучше прыгать, поэтому заочное такое знакомство уже было. Но второе письмо я так и не отправила, потому как пришел ответ на первое", — добавляет Диана.
Получилось, что Никитина пошла по более сложному пути — попала к тому, кто ее вообще не знал. "Ну можно сказать и так, — соглашается Диана, но тут же улыбаясь добавляет: — С другой стороны, Швейцария — все-таки Европа, а не Америка, куда для меня ехать как за тридевять земель. А так в Шампери — два дня на машине, и ты на месте".
На просмотр к Ламбьелю Никитина приехала в июне, тренер с ней встретился, взял пару дней на раздумье и в итоге дал добро на сотрудничество. Отец Дианы Александр считает, что дочери Стефан не отказал еще и потому, что она очень работоспособна.
"Она не занимает много внимания. Что он говорил, то она и выполняла. Техническая база опять же у нее была, прыжки — на достаточно высоком уровне. И даже, находясь тогда в июне в довольно разобранном состоянии, она исполнила технические элементы очень хорошо, — говорит Александр и добавляет: — Стефан видит интерес в первую очередь для себя, поэтому и работает с ней. Есть перспектива, а значит, стоит пробовать".
Переезд, тренировки и учеба
Никитиной в первую очередь серьезную поддержку оказывает Елгавская дума, а также местный спортивный центр, есть дотация от Национального олимпийского комитета, какие-то небольшие спонсоры и федерация. Наконец, родители Дианы вкладывают в дочь практически все свои деньги. Нельзя сказать, что этих средств полностью хватает, поэтому поиск спонсоров продолжается.
В Шампери у Дианы есть один выходной в неделю — понедельник. Свободное время она, как правило, проводит в торговом центре. Можно сказать, спускается с гор — из Шампери на автобусе.
"Иногда ходим в кино или затариться продуктами. Дружу с ребятами, занимающимися у Стефана в школе. Есть такие же приезжие, как и я, например, брат и сестра из Германии. Еще дружу с девочкой местной, тренируется у нас и мальчик из Японии Коширо Шимада. Собираемся частенько у меня в апартаментах, смотрим фильмы, готовим вместе ужин", — рассказывает Диана.
— А что с учебой?
— Учусь я дистанционно. Есть репетиторы по математике, химии и физике, осваиваю с ними программу 10-го класса по Skype. Первый семестр позади, и закончила его довольно-таки неплохо.
— А как ты дистанционно физкультуру сдаешь? Наверное, ты освобождена?
— В принципе, да. Я в школу когда ходила, тоже была освобождена. Они видели, что спорта в моей жизни более чем достаточно. Иногда приходилось даже уходить с уроков на утренние тренировки.