Транзит

В Белоруссии рассказали, какие порты для ее транзита будут основными

Если перевозка белорусских нефтепродуктов до портов РФ и обслуживание там груза будут дороже, чем в Балтии, Усть-Луга и Приморск так и останутся запасными для Минска
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

РИГА, 11 янв — Sputnik. Белоруссия продолжит транспортировку нефтепродуктов на экспорт через российские порты на Балтике, если в этом будет экономическая целесообразность, заявил заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков, передает Белта.

В декабре вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко сообщал о заключении в ноябре с двумя дилерами из РФ договоров о поставках белорусских нефтепродуктов с транспортировкой через российские порты. По его словам, Белоруссия может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, но должна быть экономическая целесообразность такого маршрута.

"Продолжение транзита белорусских нефтепродуктов через российские порты возможно при условии экономической целесообразности", — заявил Рыбаков.

По его словам, если данное направление по величине транспортных издержек будет выгоднее или сопоставимо с прочими, концерн будет "только приветствовать возможность предложить покупателям поставки из различных портов Балтийского моря, включая российские".

"А иначе транзит через более отдаленные порты — это запасной вариант, используемый в случае перебоев в поставках по более выгодным направлениям", — добавил Рыбаков.

Удальцов напомнил портам Балтии, из чьей нефти белорусский бензин

РФ поставляет Белоруссии до 24 миллионов тонн нефти, при этом, согласно договоренности, Минск имеет право из них "перетаможить" 6 миллионов тонн, а остальные 18 миллионов тонн направляются на переработку на НПЗ. На внутреннем Рынке Белоруссия реализует 25-30% нефтепродуктов, остальные идут на экспорт, в том числе и в Россию (около 2%). По словам Рыбакова, в 2017 году примерно 42% экспорта нефтепродуктов предприятий концерна "Белнефтехим" составили поставки на рынки близлежащих стран. Соответственно, около 58% (11,6-12 миллионов тонн) — поставки в направлении портов для отгрузки в дальнее зарубежье. В основном это мазут и другие темные нефтепродукты.

В настоящее время нефтепродукты, произведенные из российского сырья, транспортируются на экспорт преимущественно через прибалтийские порты Латвии, Литвы и Эстонии: Клайпеда (терминалы Kroviniu Terminals, Klaipedos Nafta), Вентспилс (SIA Ventspils Nafta Terminals, Ventall), Рига (T2, SIA Woodison Terminal, B.L.B. Baltijas Terminals), Мууга (OU Vesta Terminal Tallinn) и Таллин (DEKOIL OU). Основная причина поставок нефтепродуктов в прибалтийские порты — низкие тарифы.

В августе 2017 года президент РФ Владимир Путин дал поручение проработать переключение экспорта белорусских нефтепродуктов в порты РФ. Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что порты РФ готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Белоруссии при условии гарантированных объемов.

Цены на нефть для Белоруссии вырастут

Белорусская нефтепеработка готовится работать в условиях ожидаемого обнуления Россией экспортных пошлин на нефть, заявил Андрей Рыбаков.

Правительство РФ уже несколько лет обсуждает налоговый маневр в нефтянке, предполагающий поэтапное снижение — вплоть до обнуления — экспортной пошлины на нефть с одновременным повышением налогообложения добычи.

Эксперт: Белоруссия не может полностью отказаться от российской нефти

"При отмене пошлины Россией, согласно применяемой формуле определения цены на нефть для Белоруссии, стоимость российской нефти вырастет на такую же величину и будет равна мировым котировкам. Сроки отмены пока российской стороной не определены. Однако мы активно готовимся к предполагаемым изменениям", — сказал Рыбаков.

Он отметил, что именно с целью повышения эффективности работы НПЗ в рыночных ценовых условиях проводится модернизация "Нафтана" и Мозырского НПЗ и повышение глубины переработки нефти.

Зампредседателя концерна отметил, что белорусская нефтепереработка уже несколько лет работает в условиях так называемого налогового маневра РФ, в результате которого стоимость нефти для Белоруссии растет и постепенно приближается к мировой цене. В 2017 году, например, стоимость тонны российской нефти при поставках на белорусские НПЗ составляла около 80% от ее мировых котировок, отметил он.

При этом Рыбаков обратил внимание, что при экспорте нефтепродуктов НПЗ платят пошлину в бюджет и таким образом условия льготной стоимости нефти нивелируются, затраты НПЗ становятся сопоставимыми с приобретением сырья по мировой цене.