РИГА, 10 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Согласно данным Регистра предприятий, в 2017 году в Латвии закрылось более 16 тысяч фирм и компаний, а открылось на 1 тысячу 500 меньше.
Такая неутешительная тенденция наметилась в 2016 году, когда открылось 11 тысяч 206 предприятий, а ликвидировалось на 1 тысячу 21 фирму больше — 12 тысяч 227 предприятий. По мнению председателя Рижской торгово-промышленной палаты Сергея Федорова, темпы сокращения количества предприятий в Латвии продолжат расти.
Как СГД душит бизнес
Одна из причин, по которой предприятия закрываются, — это совершенно бездарная и агрессивная политика в сфере налогообложения. Не только молодые компании вынуждены прекращать работать в Латвии из-за удушения налогами, чрезмерной бюрократии и совершенно нездоровой бизнес-среды, но и уже матерые игроки на рынке уходят в Литву и Эстонию.
В СГД пояснили, что таким образом бизнес в Латвии очищается, поскольку якобы закрываются только пустышки — фиктивные предприятия, созданные лишь для того, чтобы нечестные люди уходили от налогов.
Сами владельцы, как малых, так и крупных предприятий в Латвии, в том числе глава компании Dzintars Илья Герчиков, считают, что в стране действительно становится чище, но только не от того, что становится меньше нечестных бизнесменов, а от предпринимательской деятельности и денег, которые она приносит.
По словам Федорова, среди 16 тысяч ликвидировавшихся предприятий было большое количество вполне жизнеспособных фирм, попавших в сложную ситуацию из-за нынешнего состояния экономики и отсутствия реальной поддержки.
"Уволены люди, активы предприятий растащены или проданы за бесценок. Достаточно много тех, кто зарегистрировал филиалы, либо основной бизнес в соседних странах, переведя туда и налоговые поступления. Это точно не свидетельствует об оздоровлении экономики Латвии", — пояснил Федоров.
Он также рассказал, что до сих пор в Латвии, начиная с 1991 года, создавалось больше предприятий, чем ликвидировалось, но в последнее время явно наметились две тенденции: устойчивое сокращение количества новых предприятий и не менее устойчивый рост числа ликвидируемых.
"Латвия с точки зрения бизнеса все больше напоминает больницу, где нет здоровых пациентов, а есть лишь недообследованные службой госдоходов и недолеченные бюрократами", — убежден Федоров.
Стартовать в Латвии, а развиваться за границей
Одним из средств борьбы с последствиями кризиса 2008 года для активной части населения Латвии стала возможность работать, регистрируя микропредприятия (компании с капиталом в 1 евро). Но если сравнить нынешнюю ситуацию с той, которая была в 2011 году, когда, согласно данным Регистра предприятий, открылось максимальное количество фирм, то спад в этой сфере очевиден.
Федоров рассказал, что в Рижскую торгово-промышленную палату входят несколько десятков предприятий, владельцами которых являются латвийские предприниматели, которые уже давно развивают свой бизнес и которым реальные производственные мощности, цеха, конвейеры, склады, а также ответственность перед своими партнерами и работниками не позволяют покинуть Латвию и продолжить дело в Эстонии, например, где бизнес-среда кажется здоровее.
"Мы вынуждены оставаться в Латвии, где условия для развития не самые подходящие. Мы, объединяясь, ищем способы выживания и пытаемся удержать наши власти от смертельных для бизнеса решений", — подчеркнул Федоров.
Он также отметил, что сейчас в Латвии появилось много стартапов от молодых предпринимателей, развивающих свежие идеи, но об оздоровлении экономики это ни в какой мере не говорит. По словам бизнесмена, молодые предприниматели со своими новыми идеями — это лишь признаки жизни, дающие слабую надежду на лучшее.
Федоров также пояснил, что Латвия — хорошая страна для старта молодых, талантливых людей, но для дальнейшего развития бизнеса она не подходит. "Страна маленькая, конкурентов немного, друг друга локтями не толкают. На Западе сложнее стать замеченным, но если уж ты пробился, то дальше сама бизнес-среда тебя поддержит, можно говорить о каких-то серьезных налоговых льготах и так далее. А здесь же все наоборот", — сказал председатель Рижской торгово-промышленной палаты.
По словам бизнесмена, в Латвии хорошо начинать бизнес, когда в материальных активах есть только маленький офис, компьютер с интернетом и гениальная идея, но нет никаких складов и производственных мощностей.
"И вот ты успешно стартовал, а дальше — что? А дальше, пока ты еще совсем молодой и неокрепший предприниматель выходишь в бизнес-среду, с тебя тут же спрашивают, как с большого, — и платишь всем, начиная от СГД, по полной. Именно поэтому большинство латвийских стартапов — это аппликации для интернета или эксклюзив на любителя, а не производственные или технологические ноу-хау, привлекающие в экономику инвестиции", — пояснил Федоров.
Латвия – рай для "похоронных команд"
Изначальная идея появления микропредприятий заключалась в том, чтобы снять нагрузку с бюджета и направить предпринимательский потенциал в развитие малого бизнеса, чтобы люди были заняты, зарабатывали себе на жизнь и даже платили бы какие-то налоги.
Но теперь вышло так, что микропредприятиям в Латвии живется не проще, чем крупным компаниям. Этим самым государство дает понять, что творческий потенциал и желание самостоятельно себя обеспечивать оно не поддерживает.
"Государство готово всех облагать налогами, но не поддерживать. Это не шутка, но сейчас в Латвии самая лучшая бизнес-среда лишь для так называемых похоронных команд — администраторов неплатежеспособности и так или иначе аффилированного с ними бизнеса, скупающего за бесценок основные средства ликвидируемых предприятий. Уж эти теперь точно не бедствуют! Правда, в истории мало кому удалось выстроить свое счастье на чужой беде, да и экономику эти "похоронные команды" уж точно не оживят", — отметил Федоров.
Дружить с Россией, чтобы попасть в Китай
Федоров также рассказал, что латвийскому бизнесу на данном этапе поможет выжить только эффективная работа транзита. По его мнению, стране надо ориентироваться на то, чтобы попытаться поймать "китайский ветер в свои паруса" и встроиться в проект "Новый шелковый путь". Федоров отметил, что в этом плане даже можно сделать оптимистичный прогноз.
"Сотрудничество в рамках формата "16+1" с заинтересованными организациями Центральной, Восточной Европы и Китая, где со стороны Поднебесной нашим партнером выступает Торгово-промышленная палата Пекина, дает возможность Латвии стать значимым логистическим центром. Но успешная интеграция бизнеса латвийских предпринимателей в создаваемую на континенте (в рамках китайского проекта) инфраструктуру, властям и предпринимателям поможет лишь при взаимопонимании и скоординированной совместной работе", — рассказал бизнесмен.
Федоров отметил, что невозможно будет встроиться в транзит без учета интересов России, Белоруссии, Казахстана, стран Центральной Азии, ведя диалог только с Китаем, поскольку, даже не беря во внимание политику, на это есть целый ряд причин технологического, организационного, финансового и экономического характера.
По его словам, без внятной экономической стратегии властей, без учета ими решений, принимаемых в рамках таких форматов, как Евразийский экономический союз, ШОС и БРИКС, Латвия рискует остаться тихой туристической и курортной окраиной Евросоюза. Бизнесмен также заметил, что, возможно, именно такой страну и хотят видеть политики в будущем.
"В итоге происходит следующее: латвийские власти делают все возможное, чтобы Латвия окончательно очистилась от бизнеса, а бизнесмены, имея желание просто жить и работать в своей стране, по мере сил пытаются наладить контакты с теми, кто определяет будущую экономическую конфигурацию континента. И если активность предпринимателей уступит упорству властей, то данные Регистра предприятий Латвии с каждым годом будут все более удручающими", — подытожил Федоров.