РИГА, 10 янв — Sputnik, Людмила Прибыльская. Европейское объединение латышей (Eiropas Latviešu apvienībа, ELA) вынесло на заседание комиссии Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества вопрос о налогообложении пенсий возвращающихся на родину эмигрантов. Объединение предлагает установить для реэмигрантов необлагаемый подоходным налогом минимум пенсии на том уровне, который принят в странах, где эта пенсия заработана.
Раньше всех такую привилегию по межправительственным договорам получили вернувшиеся из США и Канады пенсионеры.
Впервые ELA озвучило свою идею еще в октябре прошлого года, утверждая, что возвращение пенсионеров приведет к росту ВВП Латвии и укрепит связи оставшихся за границей гастарбайтеров с родиной. Половина из них рассчитывает на пособие по старости 800-1667 евро в месяц и более, а в ближайшие годы пенсионного возраста достигнут треть уехавших, то есть почти 100 тысяч человек.
Объединение провело блицопрос потенциальных реэмигрантов, 71% из которых хотели бы вернуться домой. Однако в случае, если это пособие будет облагаться подоходным налогом, исходя из латвийского минимума (230 евро в 2018 году), то 88,9% респондентов из числа пожилых уроженцев Латвии на родину не вернутся никогда: в странах их теперешнего проживания необлагаемый налогом минимум в четыре и более раз выше. Заместитель председателя ELA Элина Пинто считает, что зарубежным пенсионерам надо пойти навстречу, так как они принесут самоуправлениям "дополнительные налоговые поступления", да и причитающуюся многим из них латвийскую пенсию тоже потратят на родине.
Пинто также настаивает, что реэмиграция пенсионеров – выгодное дело не только потому, что они обеспечат дополнительный платежеспособный спрос, но и потому, что это даст импульс устройству пансионов для тех, кто лишился в Латвии своего жилья, а таких среди эмигрантов, согласно опросу, более 10%.
В свою очередь, депутат Сейма Елена Лазарева ("Согласие") в ходе обсуждения инициативы ELA заявила, что, по ее мнению, необлагаемый минимум пенсий должен равняться размеру минимальной зарплаты в стране (с 2018 года 430 евро) или, как рекомендует OECD, превышать порог бедности (вычисляется как 50% от средней зарплаты, на данный момент в Латвии это около 450 евро). Латвия отнесена к странам с высоким риском бедности, где доходы ниже данного порога получает более 16% населения (против средних в OECD 11%).
При этом она против дифференцированного подхода к установлению необлагаемого налогом минимума пенсий.
"Недопустима дискриминация латвийских пенсионеров, которые всю жизнь платили налоги на родине и обеспечивали доходы бюджета, — считает Лазарева. — Те льготы, которые государство дает своим пенсионерам, могут не касаться реэмигрантов — медицинское обслуживание и проезд на транспорте они могут купить".
Налогообложение пенсий — непростая задача, так как внутри ЕС договоров о предотвращении двойного налогообложения не существует, а ставки подоходного налога с населения и необлагаемые минимумы отличаются. Поэтому не так просто реализовать мечту депутата Ингмара Лидаки (Союз зеленых и крестьян) о том, как пенсионеры-эмигранты станут пополнять бюджет, тратя на родине свои заработанные за рубежом пенсии. Сто тысяч человек по 800 евро в месяц — это почти миллиард евро в год!
Парламентский секретарь МИД Занда Калныня-Лукашевица заверила, что эти и другие вопросы ее ведомство надеется оговорить в готовящемся законе "О диаспоре", который должен быть представлен на обсуждение законодателей в нынешнем году.
ELA объединяет 23 латышских организации в 18 странах Европы, в Латвии зарегистрировано как благотворительная организация. Опрос представителей европейской диаспоры был проведен в социальных сетях draugiem.lv и Facebook с 28 декабря 2017 по 3 января 2018 года, в нем участвовали 110 человек зрелого возраста (в среднем 49,8 года).
Комментарии респондентов
"Если моя честно заработанная пенсия в Латвии будет облагаться налогами, я не вернусь. Пока держу латвийский паспорт, однако, если продолжится дискриминация живущих за рубежом латышей, приму гражданство другой страны, поскольку кажется, что своей стране я не нужна".
"Налогообложение пенсий на мое решение вернуться не повлияет. Если такие налоги платят латвийские пенсионеры, честно будет платить их и тем соотечественникам, которые работали за рубежом".
"Сейчас облагать налогом минимальную пенсию неразумно — это небольшие суммы (в Нидерландах до 1200 eвро, в зависимости от стажа и семейного положения). Обложение налогом этой суммы только будет культивировать чувство, что возвращение на родину затруднено и система несправедлива, но реальный выигрыш бюджета будет минимальным".
"Честно проработав в Латвии 20 лет, я заслужил пенсию в 20 евро. За 10 лет в Великобритании моя только государственная пенсия составляет уже 900 фунтов в месяц. Понятно, что у Латвии нет обеспечения, потому что годы независимости не столь длительны, однако в этом нет логики. Работаю в финансах, есть многолетний опыт в пенсиях. Разве только это не позволяет чувствовать себя глубоко уязвленным государственной системой Латвии, когда на 100% честно платил и вел себя честно долгие годы?"
"За границей тоже надо платить налоги с пенсии. Мне не хочется, чтобы люди, оставшиеся в Латвии, этим законом были бы дискриминированы, потому что в таком случае будет выгодно уехать из страны. Мне кажется, вы говорите о реэмиграции и вроде это для правительства не пустые слова, но сами своими действиями совершаете противоположное и поощряете эмиграцию. Лучше бороться за большую пенсию для всех и одинаковый необлагаемый минимум для всех, а не за привилегии малым группам. Это только увеличит неравенство в обществе. И получателям пенсий из США и Канады надо применять те же налоги, что и всем. Используем полученный за рубежом опыт, чтобы устранить слабые места в Латвии, а не разрушать и уничтожать".
"Латвийское правительство сделало проживание на родине нестерпимым во всех сферах и можно только удивляться, что уехавшие трудоспособные люди или старики, перебравшиеся к детям и внукам, чувствуют себя хорошо и привыкли к мысли, что не вернутся в родную Латвию, где прошла большая часть жизни, ибо на улучшения со стороны правительства Латвии они не надеются, равно как и на медицинскую помощь, которую им всем на чужбине предоставляют бесплатно. Они приняли и смирились с тем, что утратили свое отечество, хотя душа обливается кровью. Вся жизнь прошла в тяжелой работе, и в пенсионном возрасте мы, извините, голые, как церковные мыши".
"Очень трудно дома… У меня больше 50 лет трудового стажа, и вместе с латвийской пенсией я получаю 380 евро. Жилья нет ни здесь, ни там".