В этом году политические партии попробуют попасть в Сейм, общество снова попытается решить вопрос с советскими памятниками, а правительство вряд ли перестанет давать слишком оптимистичные прогнозы.
Сосать не строить
Экономист и заместитель редактора газеты Neatkarīga Rīta Avīze Юрис Пайдерс в своей колонке отреагировал на оптимистичный и бодрый доклад правительства по поводу перспектив латвийской экономики.
Под конец года Минэкономики распространило новость о том, что рост латвийской экономики в 2017 году был заметно быстрее, чем в предыдущие годы. По его подсчетам, по итогам 2017 году ВВП может вырасти на 4,5%, в 2018 на 4,2%. А главный "капиталист-инвестор", который оживит латвийскую экономику — это еврофонды.
Хотя на фоне прогнозов Министерства экономики сообщение Совета и выглядит пессимистичным, по сравнению с официальными прогнозами Еврокомиссии о перспективах экономического роста Латвии это верх оптимизма и торжество веры в светлое завтра. В отличие от отечественных трубадуров истории успеха, обещающей 5% рост экономики в следующие 20 лет, Еврокомиссия прогнозирует, что средний реальный прирост ВВП Латвии в будущие двадцать лет не будет больше 2% в год.
Понятно, что латвийские министры не могут открыто заявить, что эксперты Еврокомиссии ничего не смыслят. Поэтому на помощь и пришел Совет по фискальной дисциплине, который пытается возразить, что прирост ВВП Латвии в следующие 20 лет будет не меньше, чем 2,7% в год.
Этот сценарий предусматривает постепенное снижение числа жителей и трудоспособного населения на 1,1% в год. Снижение уровня занятости будет компенсироваться за счет роста производительности труда, которой приказано расти, в среднем, на 2,4% в год. Это следует из допущения, что латвийская экономика будет ориентирована на товары и услуги с высокой добавочной стоимостью.
Вроде бы все хорошо, но Совет по фискальной дисциплине не может отрицать, что в Латвии плохие показатели здоровья жителей, продолжает автор. Число здоровых лет жизни от рождения у латвийских мужчин — 51,8 и у женщин — 54,1. Это самый низкий показатель в ЕС. А так как из Латвии, в основном, уезжают молодые люди трудоспособного возраста (25-35 лет), то возраст среднего работника в Латвии будет расти. Чем старше сотрудник, тем больше он использует больничные. В таких условиях рассчитывать, что производительность (количество работы, которое совершает работник за единицу времени) будет расти — глупо.
Но главное. ВВП станет демонстрировать рост 2,7% в год только в том случае, если в Латвию продолжат в растущем объеме идти деньги из еврофондов. Но если иностранная финансовая помощь не вырастет, а даже снизится, то исполнить оптимистичный прогноз 2,7% невозможно! Таким образом Латвия стала паразитом, который присосался к еврофондам и может сохранять стабильность, только повышая дозу высосанных ресурсов.
Но даже если согласиться с тем, что прирост в 2,7% реален, этого темпа все равно не хватит, чтобы достичь средних показателей по ЕС. Даже с ежегодным ростом в 2,7% до 2037 года повышение расходов Латвии на здоровье и социальную защиту до 75% от среднего показателя по ЕС невозможно, если не повышать постоянно дефицит госбюджета и госдолг.
Быть может, настал последний срок договориться, что лучший подарок на столетие государства – отказаться от вранья про экономические перспективы Латвии. Пришел последний срок латвийскому обществу вместе сформулировать такие цели на будущее, которые не будут связаны с невозможным экономическим ростом, резюмирует Пайдерс.
Выборы — 2108: шесть карт, тузы и шестерки
Газета Diena анализирует шансы латвийских партий на парламентских выборах — главном политическом событии Латвии 2018 года. Увереннее всего в своем возвращении в XIII Сейм могут быть "Согласие", «Союз Зеленых и Крестьян» и Национальное объединение.
При этом лидер фракции "Согласие" Янис Урбанович в беседе с газетой был "самым сдержанным". Большую ясность он обещает в марте, когда «многие избиратели бросятся искать". Однако уже сейчас ясно, что договариваться будет трудно, но будет и интересно. По мнению Урбановича, чудес можно ожидать на обоих этнических флангах. Он не исключает, что и «Согласие» может надоесть избирателям, принимая во внимание усталость народа.
Союз зеленых и крестьян пока имеет 14,3% поддержки, зато впервые на выборах стартует как правящая партия с лидером — премьером Марисом Кучинскисом. Говоря о будущем раскладе сил в Сейме, глава входящего в СЗК Латвийского крестьянского союза Армандс Краузе уже заявил, что ждет в гости все национальные политические силы: "Единственная партия, с которой мы не можем создавать коалицию, это "Согласие".
Профессор Латвийского университета Янис Икстенс прогнозирует, что в гонку может включиться и Латвийское региональное объединение (3,6%): "ЛРО за избирателя нужно будет бороться с СЗК, который денежней, с большим опытом и более узнаваемыми лидерами. Это не будет равная борьба". Тем более, что ЛРО — больше не новая партия, как это было на прошлых выборах, и в ней больше нет таких ярких лидеров, как Мартиньш Бондарс и Артус Кайминьш.
Политолог Янис Икстенс считает, что главными вопросами на выборах должны стать сокращение неравенства в доходах, реформы в здравоохранении и образовании, а равно и то, как Латвия сможет жить после 2020 года, когда сократится финансирование ЕС.
Некоторый шанс войти в XIII Сейм имеет также Новая консервативная партия (3% рейтинга), лидер которой Янис Борданс уже предвкушает, как попадет в Кабинет министров сообща с СЗК и национальным объединением: "Тогда очень хорошее правительство может получиться". Вождь национального объединения Райвис Дзинтарс между тем говорит, что "у "Согласия" и Нацблока есть устойчивый электорат" — и расклад после выборов может обернуться так, что "откроются возможности для "Согласия".
Однако, по его словам, результаты выборов в европейские парламенты говорят о том, что могут быть разные неожиданности. Вероятно, Дзинтарс прозрачно намекает на успех в выборах европейских радикалов и националистов.
В Латвии еще осталось 610 советских памятников
Между тем, у Национального объединения еще много дел для того, чтобы сделать Латвию по настоящему латышской и избавиться от наследия мрачного тоталитарного прошлого. В Латвии до сих пор остается около 610 памятников, прославляющих советский режим, сигнализирует Latvijas Avīze.
Латвийское объединение политических репрессированных в конце прошлого года обратилось к фракциям Сейма с просьбой снабдить такие памятники информационными табличками. Но еще лучше, конечно, если местные власти принимают решение об их сносе.
Зампредседателя фракции Национального объединения в Рижской думе Дайнис Лоцис в прошлом году во время дебатов о принятии бюджета Риги на 2018 год потребовал выделить 12 тысяч евро на установку информационных табличек у 40 советских памятников в Риге. Предложение было отклонено.
По мнению Лоциса, в Риге есть объекты советского наследия, которые не несут ни исторической, ни художественной ценности. В качестве примера он привел памятник в Болдерае "рядом с нашим штабом Морских сил". Там находится объект в честь "каких-то советских героев-подводников". "Правда ли то, что наши солдаты рассказывают, что здесь 9 мая происходят оргии местных активистов?" — задает вопрос Лоцис. Он собирается обратиться в Министерство обороны, чтобы установить, действительно ли данный объект находится на государственной земле и какие есть возможности для его сноса.
Глава Рижского агентства памятников Гунтис Гайлитис положительно оценивает идею про пояснительные таблички.
"Это нужно и правильно. На табличке можно было бы указывать как имя автора и год создания, так и историческую ситуацию, при которой он был установлен, с каой целью и как это согласуется с сегодняшним пониманием истории".
По словам архитектора, необходимо все же будет договариваться о корректных пояснениях, так как памятники — вещь очень чувствительная. Агентство готово подключиться, если будут соглашение о содержании табличек, оформлении и финансировании. Однако дешевой эта затея не будет, предупреждает он.
По словам Гайлитиса, в свое время в Австрии у советских памятников также установили разъяснительные таблички, однако никакого скандального резонанса в обществе по этому поводу не было.
А вот у наших южных соседей опыт иной. В прошлом году в Биржайском районе Литвы самоуправление разместило у советских воинских памятников о том, что они "не соответствуют исторической правде". Российское посольство отреагировало остро, назвав такое поведения низким. После этих обвинений мэр Биржайского района Валдемарс Валкунс запретил продолжать устанавливать такие таблички и оправдывался тем, что инициатива была самодеятельностью его заместительницы.