В этом году, как всегда, Рига начала праздновать Новый Год по московскому времени. Под бой кремлевских курантов небо столицы Латвии окрасили сотни фейерверков. При этом многие рижане посмотрели новогоднее телеобращение президента России Владимира Путина.
Это рижская традиция и рижский феномен. Первый раз встречать Новый год по московскому времени, а затем — по рижскому. Два раза поднимать бокалы, запускать новогодние огни и смотреть праздничные обращения сначала российского, затем латвийского президента.
И, конечно же, язык. Путин обращается на русском языке, Вейонис – на латышском. Угадайте, кого будут слушать русскоязычные рижане?
Можно сколько угодно переводить школьное образование с родного русского на латышский. Это все равно не определит выбор человека, что ему смотреть. Более того, я знаю много латышей, которые в новогоднюю ночь смотрят именно российские телеканалы.
В свое время главным борцом с празднованием Нового года в Риге по московскому времени являлся Андрис Грутупс, сейчас его знамя подхватили некоторые политики Национального объединения, время от времени высказывающие недовольство фейерверками в Риге под бой кремлевских курантов.
Но большая часть латышских политиков относится к праздничным салютам по московскому времени спокойно и не прочь пропустить рюмку, когда бьют часы на Спасской башне.
Ведь именно российские туристы – перспективный источник денег для Риги. А россиянам в массе своей абсолютно безразличен европейский имидж Риги, который раскручивается на российском туристическом рынке рекламщиками Рижской мэрии. Гораздо эффективнее был бы иной подход, использующий такую традицию, как празднование в Риге Нового года по московскому времени. Но для этого нужна политическая смелость, которой у мэра Риги Нила Ушакова нет.