РИГА, 21 апр — Sputnik. Министр сообщения Талис Линкайтис на встрече с представителями самоуправлений Рижского региона бросил в эфир фразу о том, что надо открыть рынок перевозок — "чтобы мы могли, если нам не нравится уровень перевозок, прогнать одного трамвайного перевозчика и вместо него взять другого". Об этом пишет деловой еженедельник "Бизнес Сегодня".
А вот "прогнать" одну трамвайную контору и "позвать другую" можно только тогда, когда трамвайную сеть обслуживает не муниципальный перевозчик, а частный собственник.
Тем временем у транспортников "срезают лишний жирок". Руководство "Ригагортранс", отвечая на вопросы еще не изгнанных депутатов, неожиданно заявило, что направит усилия на избавление от "непрофильных активов". А именно: от записанных в уставной капитал предприятия земельных угодий. Предыдущие думы записали в актив трамвайной конторы много земли под перехватывающие парковки, чтобы можно было гарантировать поддержание кредитных линий на приобретение новых трамваев, троллейбусов и автобусов.
Теперь следим за ходом мысли: если уставной капитал предприятия таким образом значительно снизить, то обесцененную трамвайную контору станет значительно проще передать в частные руки. Особенно если частями.
По состоянию на 2018 год предприятию столичного общественного транспорта принадлежало земельных угодий, зданий и сооружений на внушительных 155 миллионов евро. Сложно найти богатого покупатели, который купит столичный транспорт с таким земельным приданым.
Кому это выгодно?
Под какой благой целью "Ригагортранс" вдруг анонсировал запланированное уменьшение ликвидности? Официальное объяснение: чтобы платить меньше земельного налога. Задача как бы в рамках предприятия — благая. А вот какая конечная цель?
Теоретически пассажирам может быть даже все равно, кто их возит: частный транспорт или муниципальный. Но вот если жаловаться на муниципальный транспорт можно в думу, то на частный — только "дяде владельцу". А тот неизвестно где и как далеко. Некоторые частные автобусные компании Латвии на своей интернет–странице стесняются даже свой адрес указать.
Представить себе, что какой–нибудь частник ради собственного удовольствия содержит трамвайную и троллейбусную инфраструктуру, — еще сложнее. Ему проще все заменить на автобусы.
С точки зрения водителей транспорта, как явствует из рассказов работников некоторых автобусных фирм, там порядки еще те: хочешь пойти в отпуск — заработай себе на отпуск и иди, хочешь оплаченный больничный — заработай себе на него и болей на здоровье…
При этом на некоторых частных автобусных предприятиях проходили забастовки и акции водителей с требованием повышения заработной платы. Так, в Лиепае водители требовали повысить зарплату (государственный стандарт оплаты для водителей автобусов в 2019 году вообще был 4,42 евро в час). Когда водители частных компаний болели и шли с больничным в собес, оказывалось, что за них не платились взносы. В муниципальных автопарках подобного быть просто не может.
Скинь бабушку с трамвая
С точки зрения бюджета в прошлом году государство частным фирмам, таким как маршрутки Рига — Юрмала или Рига — Адажи, заплатило за перевозку 39,4 миллиона пассажиров 49 миллионов евро (1,24 евро на пассажира) дотаций, и это в дополнение к стоимости проезда, уплаченной пассажирами. Так что мечты отдельных утопистов, что частный перевозчик будет рад возить пассажиров и за понюшку табака, не подкрепляются реальными фактами. Основная цель любого частного предпринимателя — получить прибыль, а уж как он это делает — булочки с маком продает или пассажиров перевозит, ему совершенно все равно.
И если все убытки региональных частных перевозчиков, вызванные уменьшением пассажиропотока на пригородных маршрутах, Талис Линкайтис пообещал региональным (частным) перевозчикам компенсировать из государственного бюджета, то он ни словом не обмолвился о помощи городским (муниципальным) перевозчикам. Так что доить муниципальный бюджет частные перевозчики явно планируют в неменьшей мере, чем сейчас — государственный.
Рискнут ли рижские наместники на пару с правительством за несколько месяцев пустить муниципальные предприятия по частным рукам — сказать сложно. Но время от времени подобные сигналы именно о таком возможном развитии сценария раздаются. Да и отмена скидок в транспорте, она же тоже произошла по принципу "скинь бабушку с трамвая": облегчили бюджетную ношу, прикрыв благими помыслами "пусть старушки и школьники лишний раз не болеют". Конечно, пусть не болеют! Но до магазина и до аптеки ведь как–то доехать нужно.