РИГА, 2 дек — Sputnik. Директор латвийской Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс поделился со СМИ неофициальной информацией о том, что крупнейшие российские грузоотправители подписали с правительством РФ график сокращения грузопотоков через латвийские порты.
"На этот раз правительство России подошло к этому вопросу очень серьезно", — сказал чиновник, отметив, что последствия этих решений ощутимы уже сейчас.
Объемы грузов в течение девяти месяцев сократились по сравнению с прошлым годом на 12,5%. И особенно все плохо с углем - объемы перевозки угля настолько низкие, что они оказались хуже самых пессимистичных прогнозов, которые делались полгода назад.
Новость об уходе России из латвийских портов вызвала встревоженность среди хозяйственных активистов и политиков, которые удивились недальновидности латвийских чиновников.
Tas saucās, ka nevajag jaukt sportu ar politiku, vajag piekāpties, nevajag kustināt sāpīgās tēmas, visu laiku nevar dzīvot pagātnē, jāpiešķir balstiesības nepilsoņiem. https://t.co/2NALrNpJh1
— Aigars Prūsis 🇱🇻 (@Prusis) 1 декабря 2019 г.
"Как говорится, не надо путать спорт с политикой, надо уступить, не надо раскачивать болезненные темы, нельзя все время жить прошлым, нужно дать право голоса негражданам", - пишет Айгарс Прусис.
To, ka kravas pārstellēs uz savām ostām, turklāt spiedīs arī Baltkrievijus rīkoties tāpat, Krievija skaidri un gaiši teica jau gadiem. Taisījām arī sižetus, bet amatpersonas vienmēr atgaiņājās, ka bailēm lielas acis. Un tagad? Bola acis un plāta rokas. https://t.co/LyXJSXGoNx
— Frederiks Ozols◽ (@incaustum) 2 декабря 2019 г.
"То, что грузы перенаправят в свои порты, и о том, что Беларусь может сделать так же, Россия четко и ясно говорила уже годами. Делали сюжеты, но чиновники всегда отмахивались, что у страха глаза велики. И что теперь? Делают большие глаза и разводят руками", - отмечает журналист Фредерик Озолс.
Tikmēr vāciem nauda nesmird: Германское бизнес-сообщество не признает санкции в качестве инструмента для реализации политической воли. https://t.co/21X1oqr5jf Rezultātā: Немецкие компании приняли участие в Международном форуме производительности в России. https://t.co/WPjfcNZEW9 https://t.co/Gcmc22amo4
— Egons Mudulis (@EgonsMudulis) 2 декабря 2019 г.
"В то время у немцев деньги не пахнут: германское бизнес-сообщество не признает санкции в качестве инструмента для реализации политической воли. В результате: немецкие компании приняли участие в Международном форуме производительности в России", - сообщает Эгонс Мудулис.
Gaidām ekspertu kori, kas mums stāstīs ka tranzīts ir nožēlojams PSRS mantojums, ka mums to nevajag, un vispār tās jau sen traucē pārorientēties uz 'pareizām' nozarēm ar augsto pievienoto vērtību. https://t.co/YnRoo4y7Fn
— Vj.Dombrovskis (@VjDombrovskis) 2 декабря 2019 г.
"Ждем хор экспертов, которые нам расскажут, что транзит - это жалкое наследие СССР, что нам этого не надо, и вообще все это уже давно мешает переориентироваться на "правильные" отрасли с высокой добавочной стоимостью", - с сарказмом написал депутат Вячеслав Домбровскис.
Впрочем, подобные мнения не заставили себя долго ждать: некоторые сочли новость о сокращении транзита хорошим признаком и поводом для радости.
mums par Krievijas ostu plāniem patiesībā vajadzētu tikai priecāties. tas tikai parāda, ka Krievija vairs necer dabūt Latviju atpakaļ savā sastāvā.
— angry by default (@ieva_w) 2 декабря 2019 г.
"На самом деле нам нужно только радоваться планам России по поводу портов. Это только показывает, что Россия не надеется получить Латвию обратно в свой состав", - полагает пользователь Twitter под ником angry by default.
В свою очередь экс-депутат Вейко Сполитис призывает быть терпеливыми и просто дождаться "смерти империи".
Pëdējaā Eiropas impērija mirst lēnām, bet mirst! Mums jābūt pacietïgiem un nav jāpagarina ļaunuma impērijas atlabšanas spējas😎
— Veiko Spolitis (@VeikoSpolitis) 1 декабря 2019 г.
"Последняя империя Европы умирает потихоньку, но умирает! Нам нужно быть терпеливыми и не продлевать возможности восстановления империи зла", - подбадривает огорченных пессимистичными прогнозами активистов Вейко Сполитис.
Напомним, что предупреждения со стороны России о том, что грузы будут идти в обход Прибалтики, звучали уже давно, однако объем грузоперевозок стал существенно сокращаться лишь после 2014 года. Теперь же, по словам Юриса Иесалниекса, перевозку традиционных грузов планируют сократить до нуля, а через Латвию перевозить только опасные грузы.